О вкусах и пристрастиях избирателей
Сергей Скорбун
То, что написано ниже, - вроде краткого конспекта с личными комментариями по предвыборным материалам. Так, как я их вижу.
Геннадий Соловьев
Свою кампанию он построил на двух "китах". Первый "кит" - принадлежность к КПРФ. Во всех рекламных материалах подчеркивается, что он первый секретарь Подольского горкома КПРФ. Но вот небольшой парадокс: Соловьев на выборы идет как независимый кандидат! Газета, которая его обслуживает, не подольская, а мытищинская (?!). Привычная уже, одноразовая предвыборная газета "на подхвате". Почти нет публичной поддержки от КПРФ. Это и странно, и нетипично.
Стратегия. Расчет простой и правильный. До последнего времени 20-25% избирателей твёрдо голосуют за любого представителя КПРФ. Причем основная поддержка - в сельских районах. На предыдущих выборах коммунист Корнилов, идущий ныне от Аграрной партии, практически не имея средств на предвыборную борьбу, занял 2-е место, не добрав для победы десятых долей процента. Именно на этот электорат и делает основной упор Соловьев. И весь его фоторяд ориентирован на сельского потребителя: то он на фоне забора, то у стены деревенского дома, то что-то подваривает электросваркой - в общем, "земной я, и стою на земле". Ну и, конечно, - на митингах, в "гуще народа"... Далее в том же духе: трудное детство, школа, рабочий, техникум, без отрыва от производства институт, начальник лаборатории, горком партии... Всегда в заботах о людях, знает их нужды непонаслышке, будет бороться за лучшую жизнь. А с "депутатов-говорунов" сурово спрашивать. Программа есть у него "по молодежи". И если не выберут, все равно будет ею заниматься... Это наше будущее. В будущем. И так далее.
Для победы этого мало. "Кит" № 2. Бизнесмен, сидит солидно так, за письменным столом, и название фирмы соответствует - "Ойлпром"... Гендиректорство и коммунистические убеждения друг другу не мешают... Без предпринимательства толку не будет, и Маркс, и Ленин об этом писали. Немножко так уничижительно - "гендиректорство", чтобы не оттолкнуть коммунистов, а имидж "своего", бизнесмена, может добавить очков от приверженцев "Отечества", "Единства".
Что за бизнес у Соловьёва - не афишируется. Более того, в газетах он - гендиректор акционерного общества, в листовке - ООО, а это, как говорится, уже две большие разницы.
По штабному телефону, посовещавшись, сказали, что фирма занимается переработкой отходов нефтепродуктов в "экологических целях". Порылся в Интернете. Есть ссылка на "Ойлпром" (торговая площадка по нефтепродуктам, нефти и газу Platts.ru (http://platts.ru/) . Вид деятельности - переработка нефтепродуктов и реализация нефтехимии. Регион - Москва. Юридический адрес, фактический адрес, телефон - закрытая информация. Факса нет. Адрес электронной почты почему-то в Чикаго, США. Предложений - ноль, заявок - ноль. Не густо.
Как идет бизнес у гендиректора, неизвестно. Хотя если нефть - обычно это выгодное дело. Правда, одна его фраза непонятная в газетах проскочила: мол, руководители-патриоты, "живут они в материальном плане, разумеется, гораздо хуже". По сравнению с теми, кто "не выдержал испытания "зелеными", продали за доллары честь, а вместе с ней предприятия, хозяйства, области, регионы...". Интересно, кого он имел в виду?
Слов много, а с информацией не густо. Первое впечатление, что ничего о профессионализме Соловьева просто нет. Ни по партийной линии, ни по бизнесу. Так, общие слова. Надо бы прочитать еще раз, но зачем? Вероятность, что он наберет голосов больше, чем 20-25%, мне кажется, мала. Всё определит активность избирателей, не симпатизирующих коммунистам.
Олег Безниско
На прошлых выборах из трех выборных ниш (административный ресурс, коммунисты, демократы) Олег Безниско прочно располагался в демократической нише ("Яблоко", помощник Лукина, первый Троицкий Совет). Это позволило ему уверенно занять 3-е место (по первичным данным, до судебных решений: Безниско - 6101 голос, Корнилов - 6418, Кузнецов - 6479). На сегодня его "электоральная ниша" поменялась кардинально, и ставка сделана на административный ресурс.
Как часы, газета "Это-мы!" публикует что-то вроде глав из будущих мемуаров О.Безниско, облеченных для простоты восприятия в стиль интервью под возможным обобщенным названием "Становление демократии, Московская область и я".
Опубликовав очередной пассаж своих воспоминаний о своей исторической роли в создании "Яблока", мне кажется, он серьезно подпортил отношения с демократами. Неявный намек, что именно он, Безниско, свел Лукина и Явлинского, изыскивая для создания нового движения по поручению Лукина "новых, незапятнанных людей", в результате чего появилось "Яблоко", и сам стиль изложения событий достаточно оскорбительны. Как минимум, для Явлинского.
Но не только в демкругах отмечен Безниско. Как вспоминает Олег Дмитриевич, "лучшим вариантом, посчитали мы, будет вариант: "Громов-губернатор, Мень-вице-губернатор". Вывод: не будь Безниско, неизвестно кто был бы сейчас губернатором. Короче, политтехнолог высшей квалификации.
Не обошел вниманием и основную массу избирателей. "Сердцебиенье общее с людьми", фото с ветеранами, колхозниками... Это уже ориентация на тех "простых" избирателей, которые до сих пор "голосуют сердцем".
Его ключевые слова: "взаимодействие с федеральной властью", "отношения Москвы и области", "могучий научно-технический потенциал области", "инвестиции", "взаимодействие бюджетов разных уровней", "два года в команде Громова", что-то с лоббированием... Фото с Громовым, Менем... Спас Московскую область от объединения с Москвой (!?), Климовск - от вымерзания. Достроил спортшколу в Троицке...
Ориентация на обслуживание интересов местной власти - это то, что может обеспечить поддержку администраций, поможет использовать в предвыборной кампании административный ресурс.
Например, в Троицке Безниско 2 раза привел к власти В.Найденова, обещал и в третий. И те, кто доволен работой В.Найденова, вполне могут отдать голоса Безниско. Но в то же время недовольство жителей строительством ряда домов, а также скандал с продажей земли, в центре которого сейчас находится В.Найденов, - всё это может негативно сказаться на результатах. Аналогично, уровень поддержки в Климовске будет сильно зависеть от отношения жителей к главе города Разуваеву.
Во всех опубликованных материалах красной нитью проходит: с его непосредственным участием решались серьезнейшие государственные вопросы, почти крупный государственный деятель, в политике - опытный политтехнолог.
Виктор Сиднев
Достаточно известен не только в округе, но и по всей стране. Капитан первой команды Знатоков, действительно блиставшей своим интеллектом и эрудицией.
Виктор Сиднев по жизни попал в самую неблагодарную, с точки зрения избирательных технологий, нишу.
"Демократы продали страну, разорили народ, ваучеры, приватизация...СПС, Чубайс..." Претензий больше разве что только к Ельцину. Спорить здесь бессмысленно. Только жизнь покажет в конечном итоге, кто в чем виноват.
Кто, скажем, сейчас вспоминает, что за осуществленный вариант приватизации голосовал съезд РФ, в подавляющем большинстве состоявший из коммунистов. Не вспоминают и Виктора Черномырдина, руки домиком, совокупное состояние семьи которого, по рейтингу "Форбс", оценочно составляет 1,1 млрд. долларов, заработанных в основном во время ваучерной приватизации (http://www.forbes. com, раздел World's Richest People). В аккурат, когда он возглавлял правительство и бизнесом ему по статусу не полагалось заниматься, а полагалось сидеть на окладе долларов в 500. И наши общие претензии за разграбление страны надо предъявлять к тем, кто принимал такие законы, проводил такие реформы, которые позволяли завладеть огромной частью национального богатства страны. А это в большинстве своем были сохранившие свои руководящие посты представители партийно-хозяйственной номенклатуры, а отнюдь не демократы.
СПС, демократы, правые, "Яблоко" - это проект реформы армии, поддержка и развитие малого бизнеса и среднего класса. Это постулат, что надо дать возможность заработать тому, кто в состоянии это сделать, и после этого появятся деньги для тех, кто сам не в состоянии заработать. Нищему нечем делиться.
Малый бизнес - это и зарплата, и рабочие места. В конце концов более половины троицкого бюджета - налоги от малого бизнеса. И значительная часть рабочих мест. Согласно опросу в газете "Послезавтра", "доля тех, кто не ждет ничего хорошего, кроме плохого, сократилась с 40-50% до 16-20%". А тех, кто считает, что "худшие времена уже позади", - 55,9%, подавляющее большинство. Это и есть те, кто стал или станет средним классом, интересы которого выражают правые. И если не сейчас, то к следующим выборам число их вырастет, и тогда в выборных органах разных уровней как объективная реальность преобладающими станут люди, подобные Сидневу.
И наконец, последний вопрос, который обычно стыдливо умалчивается. Откуда у кандидатов деньги на избирательную кампанию?
Самые "прозрачные" деньги на выборы у депутатов от партий. У партий есть программы. Под эти публично объявленные программные цели разные партии у разных людей, фирм и собирают деньги. У Жириновского цели одни, у "Единства" - другие, у коммунистов - третьи, у СПС - четвертые.
Кандидат от партии будет поддерживать ее программу. Но если программные положения изменятся и войдут в противоречие с его убеждениями, он может этого не делать. У него нет личных обязательств перед конкретными людьми. Пример - Госдума, где некоторые депутаты переходят из фракции в другую фракцию, если их точки зрения начинают расходиться.
Партийные деньги на избирательную кампанию Сиднева - прозрачные и понятные. Программа партии может не нравиться, сама партия может не нравиться, но с предвыборными деньгами все понятно.
А вот откуда немалые деньги на избирательную кампанию у других, так называемых "независимых" кандидатов? Ясно, что из взносов пенсионеров на избирательную кампанию не наскребешь. И администрации городов деньги на "своих" кандидатов не должны давать. Не положено.
Если независимым кандидатам дают деньги, то я предпочел бы не от кандидатов, а от тех, кто их финансирует, услышать, на какую предвыборную программу, на достижение каких целей, они дали деньги.
Может, именно поэтому мы, избиратели, и недовольны некоторыми депутатами, что обещают они одно, а песню вынуждены будут петь чужую?
Все изложенное в этой статье выражает мое личное мнение по опубликованным агитационным материалам. Пусть читатели еще раз посмотрят на них, прочитают и оценят, прав я или не прав. В конечном итоге, в кабинку для голосования избиратель заходит один.
14.12.2001
Написать отзыв
Прочитать все отзывы
|