|
Костёр бессмертия
Сомневаюсь, что нужно описывать спектакль или концерт человеку,
который на них не был. Нужно просто идти и слушать и смотреть. Конечно,
можно высказать своё мнение, но будет ли оно интересно людям? Тем более
тем, кто не видел ни того, ни другого. Но всё же попытаюсь.
Про Жанну д’Арк знают, наверно, все. Но то, что это имя прозвучит в стенах
нашего города, было всё-таки для меня неожиданностью. И, наверное, не
столько потому, что в городе нет профессионального театра и кинотеатра,
сколько потому, что в наше время вообще чистые и высокие темы - большая
редкость не только в кругу семьи, но и в театре, кино, на телевидении. Однако
пять женщин и три девочки из нашего города решились на это и предоставили
в прошедшее воскресенье на суд зрителей спектакль «Костёр» - балладу о
Жанне д’Арк по мотивам романа Марка Твена.
Зал КТЦ ТРИНИТИ был полон. Перед зрителями мечи, рыцарские шлемы,
белая и чёрная ткань как символ бескомпромиссной битвы Добра и Зла,
Правды и Лжи. Одна за одной появляются женщины в строгих накидках, за
ними дети. Звучит рояль, песня, твердая и решительная женская речь. Нет
лязганья мечей, топота копыт, но чувство - что ты в гуще битвы, её участник. Зал
в напряжении. То с одной, то с другой стороны импровизированной сцены,
словно взмахи мечей, словно пущенные стрелы, проносятся слова за и против
Истины. А Истина в образе девочки-подростка с гордо поднятой головой и
чистыми, обращенными к небу глазами стоит как скала посредине в ожидании
очередного костра бессмертия. И сколько таких костров было до и после того.
И сколько ещё будет... Правда, костры стали другими, как и короли и
инквизиторы, но суть их осталась прежней, и потому, на протяжении всего
спектакля, казалось что актеры рассказывают нам не о Франции ХV века, а о
России XXI. И потому, наверное, все зрители так напряженно слушали и
смотрели и в конце так дружно аплодировали.
Хочется сказать спасибо исполнителям: Елене Юдиной, Дине Бикматовой,
Анне Агафонниковой, Наталье Никифоровой, Елене Хмельницкой, Ирине
Годлиной и детям - Наташе и Тане за то, что они решились на эту постановку и
внесли дух правды, свободы и бесстрашия в атмосферу сегодняшней, во
многом безответственной и безалаберной жизни.
В своём романе Марк Твен написал: «Жанна д’Арк, ребенок по годам,
неграмотная деревенская девочка, никому не известная, без всяких связей,
застала свою великую страну в оковах, беспомощно простёртую под пятой
чужеземца; казна была пуста, солдаты разбежались, умы оцепенели, отвага
угасла в сердцах за долгие годы чужеземного ига и междоусобной борьбы,
король был запуган, покорился своей участи и готовился бежать за рубеж.
Жанна возложила руки на этот труп нации - и он воскрес, поднялся и
последовал за ней. Она повела французов от победы к победе, она повернула
ход Столетней войны, нанесла смертельный удар английскому могуществу и
погибла, заслуженно нося звание ОСВОБОДИТЕЛЬНИЦЫ ФРАНЦИИ, которое
принадлежит ей и поныне.
И вместо награды французский король, которого она возвела на трон,
безучастно смотрел, как французские попы схватили благородную девушку -
самое невинное, самое прекрасное и удивительное создание, когда-либо
являвшееся в мир, - и сожгли её живою на костре».
Валерий Ашиков
25.05.2001
Написать отзыв
|
|