пятница
22 июня 2001
№25
mosoblpress.ru
Троицкий вариант
рубрики
 Главная
 Коротко
 Официально
 Личности
 События
 В городе
 Актуально
 Интервью
 Спорт
 Культура и наука
разделы
 Отзывы читателей
 Давайте обсудим
 Поиск по газете
 О газете
архивы
<<  Май 2008  >>
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

 
Интервью
Боевой полет в мирное время
Дмитрий Кошур, полковник в отставке, инвалид войны 2-й группы


Меня иногда спрашивают, какой воздушный бой наиболее запомнился. Много их было на войне. Но первый боевой вылет, первый воздушный бой, первый подбитый самолет противника никогда не забуду.

Перед войной я служил на границе, в 92-м истребительном авиационном полку, дислоцировавшемся на аэродроме Броды, в 30-40 км от г.Львова. Был командиром авиазвена истребителей на "Чайке" (И-152).
Это случилось накануне войны, 8 июня 1941 года. Немецкий разведчик "Дорнье", нарушив границу, вторгся в воздушное пространство СССР. Скрываясь в облаках, он следовал курсом от Львова на восток. Его коварный замысел вначале трудно было определить. Может, он заблудился, потеряв ориентировку в сложной метеообстановке? Или экипаж самолета выполнял специальное задание? Позже, когда "Дорнье" стал уклоняться от наших истребителей, периодически выскакивая из кучевки, уверенно шел вдоль железной дороги, стало ясно: мы имеем дело с опытным разведчиком, который умел маскироваться в сложных метеоусловиях.
Командир полка передал нам по радио: "Любыми средствами прервать разведполет. Посадить противника на аэродром Броды. Все остальное - по обстановке".
Самолет-разведчик шел вплотную под облаками, фотографировал важные объекты, а потом прятался в разрывах облачности. Не обнаруживая себя, мы проследили за его действиями и сами пошли на тактическую хитрость. Внезапно выскочив из облаков, мы навалились на разведчика. От неожиданности немецкий самолет как бы просел, оторвался от кучевки. А нам это и нужно было. Теперь мое звено держало разведчика в клещах, имитируя воздушные атаки с разных сторон, показывая направление, куда следовать.
Вначале немец слушался. Мы прижимали его к земле. И вдруг он открывает в нашем направлении огонь. Мы предвидели такой вариант действий противника и шли по отношению к нему в "мертвой зоне". Тем не менее огонь достиг правого ведомого звена, младшего лейтенанта Смыслова.
- Командир, я ранен в ногу. На крыльях пробоина, - передал Смыслов открытым текстом.
- Понял. Держись! - тут же ответил я летчику. Приказываю дослать затворы пулеметов в боевое положение, Смыслову - открыть огонь на поражение.
Обожгла тревожная мысль: нарушаю приказ Наркома обороны, которым в предвоенный период на границе для истребительной авиации были введены ограничения при встрече с воздушным противником. В частности, первыми в воздухе не открывать огонь, не вступать в активный воздушный бой во избежание провокаций. Однако существовал четкий приказ командира полка на данный период: звену истребителей действовать уверенно, с учетом воздушной обстановки. Разведчик первый открыл огонь, ранил летчика, и мы должны были ответить противнику соответствующими действиями. Тут же последовал мощный огонь Смыслова. В панели правого крыла разведчика образовалась дыра. Самолет задрожал, резко упала его скорость, нарушилась аэродинамика планера. Я приказал ведомым прикрыть меня и, выскочив впереди разведчика, ракетой дал сигнал следовать за мной. Противник, казалось, все понял: выпустил шасси и взял курс на аэродром Броды. Но перед самой посадкой, на высоте выравнивания, вдруг мгновенно убрал шасси, выключил форсаж и на низкой высоте устремился на запад, к границе. Но мы не собирались его упускать. Я приказал левому ведомому звена лейтенанту Макарову открыть огонь по левому борту улетающего разведчика. Только тогда противник понял: надо идти на вынужденную посадку. Развернуувшись на 180 градусов, он приземлился на аэродроме Броды, не выпуская шасси. Экипаж стремительно выскочил из самолета, подорвал ранее подготовленную в кабинах взрывчатку и кинулся в ближайший лес. Все остальное было делом соответствующих органов.

После посадки на своем аэродроме мы чувствовали себя победителями. Но тут же мое звено было отстранено от полетов, а нас, летчиков, посадили в камеру особого режима... Мы оказались между двух огней: с одной стороны, нарушили Приказ Наркома обороны, с другой - выполнили приказ командира полка.

Когда в Москве расшифровали фоторазведданные немецкого самолета, признали нарушение Приказа Наркома обороны правомерным. За мужество и умелые действия по охране госграницы мы, летчики звена, были представлены к правительственной награде. Но так как мы побывали в "кутузке", нам досталась лишь благодарность Наркома.
Прошло еще 15 тревожных дней на границе. А потом началась война.

22.06.2001

Написать отзыв

 
 

наверх  
  Главная Ассоциация Районы Газеты Ссылки Контакты
  Главная тема О чем задумался депутат? Пятый угол Конфликт Власть

      © Ассоциация "Провинциальная Пресса", 2001-2003
      Разработка и поддержка: SFT Company

 
Rambler's Top100 Rambler's Top100

This site was grabbed using the TRIAL version of Grab-a-Site. This message does not appear on a licensed copy of Grab-a-Site.