пятница
27 июля 2001
№30
mosoblpress.ru
Троицкий вариант
рубрики
 Главная
 Коротко
 Личности
 В городе
 Актуально
 Спорт
 Культура и наука
 Есть мнение
 Память
 Происшествия
 Литературная страница
разделы
 Отзывы читателей
 Давайте обсудим
 Поиск по газете
 О газете
архивы
<<  Май 2008  >>
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

 
Память
Высоцкий в Троицке
Подготовил Константин Рязанов

Вокруг "неизвестного" выступления


...Иного пути, как опросить очевидцев, зафиксировать и проанализировать их воспоминания, не было. Следует отметить, что со многими из них я беседовал и значительно раньше, но сейчас это было сделано официально ("для истории"), в большинстве случаев с диктофоном. Самый главный итог этой работы уместился в двух коротких заметках:
Высоцкий в Троицке:
21 год спустя
[29 апреля.] Ровно 21 год назад (по крайней мере так сообщается в различных каталогах) в ИФВД пел В.С.Высоцкий.
Это было его последнее (из трех) выступление в Троицке. К сожалению, документально подтвердить эту дату сегодня нечем, как и выступление артиста в ДУ (40-й км) в конце 1978 г. Зато недавно в области "высоцковедения" произошло очень важное событие: обнаружена ранее не известная фонограмма выступления Высоцкого в Троицке, на втором Дне физика в ДУ (41-й км). Ее сохранил доктор наук В.Ф.Шарков (ТРИНИТИ). С ним (а также со многими другими очевидцами) встретился и взял интервью инициатор поиска К.П.Рязанов. Теперь есть полная уверенность в дате - 12 апреля 1980 г. Фонограмма оцифрована А.Г. Еськовым (ТРИНИТИ), копия передана в музей Высоцкого.
("ТрВ" №18(489) от 4.05.01)
Уточнена дата концерта Высоцкого в ИФВД
К.Рязанов встретился с Т.В.Сорокиной, директором магазина "Экотехнополис". Предметом беседы было последнее выступление в Троицке В.Высоцкого. Татьяна Владимировна - в то время сотрудник ИФВД, инициатор и главный организатор того институтского концерта - сообщила о нем ряд важных фактов. В частности, выяснилось, что точная дата выступления - 28 апреля 1980 г., а не 29-е, как ранее указывалось в некоторых источниках.
("ТрВ" №27(498) от 6.07.01)

Ниже - воспоминания участников тех событий и мои заключительные комментарии.

Е.П.Полулях (кандидат наук, нач.лаборатории ТРИНИТИ): "В троицкий ДУ на 40 км в конце 78-го привозил Высоцкого я. С точной датой - тяжело. Помню, что был снег. Помню, что был разговор про книги, он хотел купить что-нибудь хорошее. А у нас народный магазин был "Книжник", как раз напротив ДУ. Но уже было поздно. Я говорю, нет проблем, приезжай завтра, с Костей Кошелевым (директором магазина, он тоже на концерте был) я договорюсь. Но Высоцкий не приехал, "сорвался", как он мне по телефону объяснил. Я потом ему звонил. По-моему, он рассказывал, что на следующий день ездил смотреть, как дела на даче. А там как раз Роман Гасанов работал, и у него чача была. А ВВ: мне ничего нельзя, хоть чуть-чуть - и все. В общем, что там у них было - не знаю, но к нам он не приехал, хотя мы ждали.
Про фотографию /13/ точно сказать сложно, но, вообще, - похоже. А еще вот что помню и страшно жалею. Мы как-то были в театре, уже после этого концерта, году в 79-м, плотность наших отношений всё увеличивалась. Он подходит: у вас есть ксерокс? Я, мол, подготовил рукописи, можете мне размножить? Вот такую пачку показывает, все, говорит, собрал. Я говорю, сейчас не буду брать, я должен понять: можно это сделать или нет. А в ОНТИ на ксероксе работал Валера Курочкин. Я ему: сделай, вот сколько захочешь, столько и налью. Но он испугался, тогда это очень тонкое было дело.
Идея ДФ была Велихова: "Что-то вы в Троицке скучно живете: не завести ли нам свой праздник?" В головном были "Александрийские игры", а в Троицке, дескать, давайте сделаем ДФ. Это он Нарику Ахмерову сказал, тот с этим ко мне пришел. Я начал соображать, предложил такую схему: наша самодеятельность (псевдодоклады ученых), более продвинутая самодеятельность (студии, агитбригады) и артисты-профессионалы. И в последней части мне больше всего помогал Костя Дмитриев, поскольку мы с ним давно контактировали с театрами. И по этой схеме мы и работали. На первом ДФ в 79-м "профессионалами" были Никитины, на втором - Высоцкий, на третьем - Жванецкий с Гориным. Причем на фоне нашего "любительского" юмора и Жванецкий, и Горин потускнели и сказали, что им даже после нас и не очень удобно вылезать. Потому что наш самодеятельный юмор был адекватен нашей научной среде, было очень остроумно, и всем все понятно, и артистически неплохо показывалось, особенно Витя Марчук преуспевал... Вообще, это было, конечно, настоящее пиршество. Но все это в прошлом. Сейчас, вроде, ничего не запрещают, но такой открытости нет и больше не будет никогда...
Теперь по поводу ВВ на втором ДФ. У него была жуткая флегмона бедра. Видимо, внес инфекцию в то место, куда была "вшита торпеда" против алкоголя. Но идти он мог. "Доклады" уже к этому времени, кажется, закончились, и готовились к выступлению студийные коллективы, ну, там, из ИАЭ, МГУ... "Архимед"... может, еще кто-то. Трудно точно вспомнить. Это все я вел как ведущий. И всю программу я организовывал, сценарий писал и Высоцкому звонил. Он согласился выступить бесплатно. Приехал один на серебристой иномарке, точно как обещал, по-моему, часам к шести. Машину оставил за ДУ. Я ему все подробно объяснил, как проехать. Ну, там, естественно, охрана - дружинники, ребята из секции каратэ, Саша Целиков ими руководил. Кто-то из них ко мне поднялся, сказал. Тут сразу суматоха. Наши бабы голосят: "Володя, Володенька приехал! Высоцкого не пускают!" Я спустился, провел его. Он мне говорит: "Пусти сразу, сходу, чтоб я не ждал". Я - к ребятам-студийцам, мол, вы знаете, Высоцкий приехал, просит выступить вперед. Они: ну какие вопросы, сами с удовольствием послушаем. Я объявил, для большинства это был сюрприз. Он пел ровно полчаса. Потому что у нас был разговор: "Полчаса попоешь?" - "Хорошо, полчаса я выдержу". Потом Велихов вышел его наградить медалью и дипломом, а он на него сначала плохо реагировал, они не были знакомы. (Все это можно проследить по фотографиям. С ними, кстати, такая история. Я дал свой фотоаппарат Жене Юрасову, чтобы в качестве фотографа он прошел в зал, у него билета не было. Он всю пленку отснял, и снимки неплохие получились. Потом эту пленку я кому-то отдал и - с концами... Полный комплект этих снимков я позже подарил М.Влади, в период "дачных разборок".) После Высоцкий с Велиховым ушли в отдельную комнату, я их представил, говорю, вот это наш директор, академик. Он в ответ: очень приятно, я знаком со многими академиками, у меня есть "Марш физиков", но это все уже устарело, надо бы обновить репертуар, я готов поработать в этом плане. Велихов: отлично, чем могу помочь? ВВ: было бы неплохо, если бы Вы написали словарик современных физических терминов с расшифровкой для меня. И мы договорились в мае-месяце собраться у него на даче, что рядом с Троицком, на участке Э.Володарского. Но, к сожалению, собраться больше не сумели. После этого разговора он побывал в комнате аттракционов, где протестировался на этом знаменитом двухкоординатном самописце. Ту игрушку в ФИАНЕ делали, я ее плохо помню. После этого он уехал, я сам проводил его до машины. То, что написано у Перевозчикова /17/, - это или бред, или относится к ИФВД. Он был абсолютно в норме. И никаких разборок по поводу этого ДФ не было. Было годом раньше, с участием предисполкома Афанасьевой и партбоссов из Подольска, но с Высоцким это не связано. И там не столько про никитинскую "собаку кусачую" говорилось: ругали Марчука, еще кого-то, кто во фразу "секретарь Союза журналистов" добавил "генеральный". А с Высоцким наоборот - резонанс был только положительный.
Как институт подружился с Таганкой? Года с 76-го я был культоргом профкома, и мне удалось заинтересовать театр контактом с нами. У меня до сих пор на работе в сейфе лежит уникальный документ - оригинал договора о содружестве, подписанный Любимовым и Велиховым. И если раньше отдельные люди контачили - Шарков там, точнее, с Горячева все началось, - то потом это уже были как бы официальные работы в рамках договора. Для разных спектаклей делались декорации в нашем цехе, фонари всякие, оборудование для новой сцены - много чего материального, а мы с К.Дмитриевым общались с администратором Янкловичем, дирекцией, зав.постановочной частью Порай-Кошицем, брали билеты для института. Как-то сидим мы у Янкловича в кабинете, и заходит Высоцкий. Тот и говорит, вот ребята из Пахры, может, они тебе чем со стройкой помогут. Разговорились. Вот тогда я и предложил у нас концерт организовать: Высоцкий плюс еще кто-нибудь. А он как-то напыжился, говорит, что ни в каких групповых акциях не участвует, добавил, что "он и Алка Пугачева" тем и выжили, что "сами по себе". Я: да ради Бога, давай и так договоримся. Он: у меня там с домом проблемы, заедьте, посмотрите. Мы заехали, вот не помню только - до концерта или после. А в ДУ, конечно, все были "за". Я им сказал, что сам все сделаю, а вы только не мешайте. Какие-то деньги мы ему, конечно, заплатили, но не большие, совсем не большие. Сегодня это вообще смех, а не деньги. Кстати, с деньгами разбирался Янклович. Он организовывал эти концерты, чтобы дачу обустраивать. Скажем, везет его в Люберцы на ковровую фабрику. Высоцкий поет, а он ковролин выбирает, ну и себя не забывал, для своей квартиры брал. А мы помогли лопнувшие от мороза трубы на даче в порядок привести. Роман Гасанов этим занимался. Я отсюда собирал бригаду своих ребят (Саша Мигеев там был), они делали внутри интерьер, после той истории с трубами наводили порядок. Какие-то печки для обогрева ставили, ребята из общаги ночью за этим следили. Что-то еще с электрикой было, Володю Карчевского, нашего энергетика, мы привозили смотреть. В общем активно помогали. С Володарским подружились. Как-то сидели, выпивали, я взял его сценарий, начал критиковать. Он удивился: ну ты даешь, откуда, чего? Я говорю, да сам когда-то пробовал писать. Я и сейчас у него бываю".

А вот что сказал известный сценарист 10.01.2001 в интервью на радио "Маяк" (http://www. radiomayak.ru/prog-stars/gost010110.html).
Э.Я.Володарский: " ["Дневник самоубийцы"] весьма печальное мое размышление о нынешнем положении интеллигенции в стране, и творческой, и технической интеллигенции. У меня рядом Троицк, филиал Курчатовского института (сейчас - ТРИНИТИ. - К.Р.), я знаю очень многих ребят-технарей оттуда, я первый раз туда попал с Володей Высоцким, когда он туда с концертами приезжал, и вот я со многими общаюсь до сих пор. Ну что? Ну, лауреат государственных премий, кандидат наук, физик, ядерщик. Но я не понимаю, на что он живет. [...] (Не могу удержаться и не привести еще один фрагмент не имеющий отношения к Троицку, но касающийся ВВ. - К.Р.) Сейчас Гусинский у всех на слуху. Был я у этого Гусинского. Я написал с Владимиром Высоцким сценарий, "Венские каникулы". Я пришел к нему просить денег. Вот сидел передо мной фармазон, который стучал себя в грудь: "Высоцкий, я же вырос на его песнях, да я же его люблю, да это же замечательный человек, ну что вы! Ну конечно! Сколько стоит картина?" Я говорю: "Миллион долларов". - "Да ну, плевые деньги, найдем эти деньги, найдем". Я вышел - у меня просто крылья выросли за спиной. Я звонил четыре месяца подряд - он уехал, он в Англии, он в туалете, он там, он тут. И просто я уже не знал как быть, и уже последний мой звонок был, когда он мне сказал, что уехал в командировку и вернется через неделю. Я сказал: когда он вернется, передайте ему, что он большое дерьмо. "Ну, зачем вы так, Эдуард Яковлевич!" Я говорю: "Нет, передайте мои слова".
(Продолжение следует.)

27.07.2001

Написать отзыв

 
 

наверх  
  Главная Ассоциация Районы Газеты Ссылки Контакты
  Главная тема О чем задумался депутат? Пятый угол Конфликт Власть

      © Ассоциация "Провинциальная Пресса", 2001-2003
      Разработка и поддержка: SFT Company

 
Rambler's Top100 Rambler's Top100

This site was grabbed using the TRIAL version of Grab-a-Site. This message does not appear on a licensed copy of Grab-a-Site.