Что нам
сделать, чтобы не стреляли мэров?
Вместо
Эпиграфа
Существует
полулегенда, что в бытность первого Совета,
когда главой администрации был Владимир Портнов, а Троицк только вступал в фазу
приватизации, к нему пришли серьезные люди и попросили по «разумной цене» продать один из магазинов. Он отказался.
Тогда Портнову напомнили, что у него
есть внук, который ходит в школу.
Опытный Администратор все понял и ответил примерно так: « Я подпишу
то, что вы принесете, но Совет не пропустит. Идите и попытайтесь договориться с этими ***
депутатами».
После этого
вопрос был полностью исчерпан
Имеется ряд версий
убийства Вадима Найденова. Несмотря на обилие версий, наиболее серьезными можно предполагать версии о связи убийства с
профессиональной деятельностью Главы, а именно: продажей земли и строительством. Причины,
легшие в основу этих версий являются следствием нарушений норм функционирования
городских властей:
- секретность и закрытость администрации и действий Главы
города,
- отсутствие контроля Совета
за работой администрации и Главы
города, в первую очередь при распоряжении землей и квартирами,
- неисполнение уже принятых решений Совета,
- неспособность Совета защищать интересы жителей при выдаче
разрешений на проведение строительства.
Мы, видимо, никогда не узнаем, кто есть заказчик и из-за чего убили В.Найденова. Возможно, что причины классические – «он слишком много знал», или что заказчики те, кто ему должны, или те, кому он мешал. Или все эти факторы вместе.
Но сейчас перед всем городом
встает вопрос - достигли ли убийцы своей цели? Или
счета, выставленные ими Найденову, автоматически перенесутся на нового Главу?
А это неизбежно, если причина убийства в том, что Найденов стал помехой в
чьих-то планах и новый Глава не захочет им подчиняться.
Нам надо попытаться застраховать
город от возможности повторения майской
трагедии. И сделать это необходимо еще до выборов нового Главы города.
В первом приближении это должен сделать Совет депутатов
путем принятия целого пакета
решений. Эти решения должны сделать функционирование власти прозрачной
для горожан, позволят им обсуждать и
влиять на политику власти не на основании слухов и домыслов, а реального
знания, а коррупционерам от власти не оставят возможности для использования служебного положения в своих
корыстных интересах. А открытость, невозможность вести дела тет-а-тет существенно
снизят интерес к нашему городу «третьей силы».
Как минимум вырисовывается несколько решений.
Необходимо раз и навсегда
полностью прекратить порочную практику закрытости власти от жителей, как основу
коррупции и злоупотреблений.
Предложение 1. Совет должен принять решение, что все нормативные акты, постановления Главы города, решения Совета должны быть в свободном доступе (включая те, которые по закону должны быть опубликованы в газете) – выставлены на сайте муниципальной власти в течении 3-х дней после подписания, а перечень выставляемых на сайт документов должен быть опубликован.
Неопубликованные документы (или не выставленные в установленный срок на сайт)
считаются недействительными.
Предложение 2. Установить, что по истечении полугодия в ЦМД
или Доме ученых устраиваются открытые заседания Совета и администрации по
исполнению бюджета за истекший период.
По действующей практике, новый
Глава города вынужден будет заниматься трудным и непопулярным делом –
распределением квартир. И первым делом он столкнется с вопросом - соблюдался ли закон при распределении жилья?
Правильнее будет, если получение ответа на этот вопрос инициирует Совет, в чьи обязанности входила контрольная
функция и который несет ответственность за соблюдение законности и отсутствие
злоупотреблений при распределении квартир.
Предложение 3. Принять
решение Совета о поручении Прокуратуре проверки законности всего
распределённого в Троицке жилья (начиная с момента, который уже не попадает под
срок давности) и привести все в
соответствие с законом.
Если посмотреть на бюджеты
2002-2003 годов, то там нет никакого упоминания ни о стадионе, ни о долге
города фирме «Престиж-Профит», ни о строительстве коммуникаций, котельной и
т.д.
Предложение 4. Поручить
администрации совместно с Советом
- оценить все долги города, определить неотложные траты.
- провести ревизию городских долей во всех новостройках., чтобы иметь ясную картину - сколько квартир ушло (продано, заложено, обещано), а сколько остается в распоряжении города.
Это позволит распределить долю города для продажи (погашение долгов, неотложное строительство) и передачи в очередь.
Также надо оприходовать доли в домах-новостройках и внести соответствующие поправки в бюджет.
Эти шаги надо сделать ещё до выборов, чтобы и новый Глава
города и жители понимали, с какими
проблемами город столкнется сразу после
выборов.
Строительство жилья шло
опережающими темпами по сравнению со строительством в социальной сфере и
инфраструктуре, поэтому:
Предложение 5. Надо принять решение, чтобы новые объекты
строились только после утверждения Генплана, составленного с учетом новой
ситуации в городе, после обсуждения жителями, Советом Научного центра, а самое
главное – выработки стратегии развития города.
Предложение 6. Любое
строительство в городе должно идти как
городской заказ, имеющий точную цель, получателя, цену. Городской заказ,
продажу земли, аренду земли – только по конкурсу или с аукциона.
Несколько примеров для иллюстрации всего вышесказанного.
Пример 1: Что
охраняем, то и имеем
Когда возник вопрос о распределении жилья среди
очередников, Совет принял решение о введении представителя от Совета в жилкомиссию, чтобы получать информацию из первых рук. И
что? Представителем избрали Рыхлову. Вскоре она
получила квартиру, и также вне очереди. А жилкомиссия
и вовсе закрылась от посторонних глаз. На одном из заседаний Совета, куда был
приглашен председатель жилкомиссии Бурмистров, депутат Виктор Сиднев попросил предоставить списки получивших квартиры.
Бурмистров по-военному просто заявил,
что информацию предоставлять не будет. Все, дело тем и закончилось. Спрашивается, о каком
контроле со стороны Совета может идти речь?
Пример 2: Как уводятся
деньги из-под контроля
Вначале имеется Договор № 8 от 2
февраля 2001 года о строительстве дома В-63. (Такие договора не секретны и их может
получить у застройщика любой покупатель квартир, что
наверное и сделал человек, приславший в
редакцию копию этого договора). По договору городу отходит 10% общей площади
квартир и 20% общей нежилой площади.
Далее делаются некие дополнительные соглашения:
По дополнительному соглашению № 1 от 17.12.2002 вся общая
площадь квартир, составляющая долю администрации, продается фирме застройщику
по цене 370$ за кв.м. Дословно это звучит так:
«В счет оплаты прокладки оборудования внешних инженерных
сетей на сумму 14.778.540,00 рублей, эквивалентную 1268,00 кв.м. (сумма в
рублях определяется из расчета 370 у.е. за один кв.м
на день перечисления (куда?) по курсу
ЦБ РФ), затрат, дополнительно принятых на себя Инвестором по Дополнительному
соглашению N7 (уже номер 7 - ! прим. редакции) от
17.12.02 и Дополнительному соглашению N1 от 17.02.2002 к договору N66 от 15.06.2001 (Е-40), которые составляют 620 кв.м.,
Администрация принимает на себя обязательство передать Инвестору принадлежащую
ей по договору N8 от
02.02.01 долю общей площади квартир в размере 10%, что составляет 1888,0 кв.м по цене, эквивалентной 370 у.е. за один кв.м. в рублях по
курсу ЦБ на день перечисления (куда?прим. ред.), в связи с чем стороны согласились:
Пункт 3.3
Договора N8 от... изложить в следующей редакции:
«После окончания строительства объекта и сдачи его в
эксплуатацию, стороны распределяют доли в следующем порядке: Администрация
получает 20% нежилой площади. Инвестор
получает 100% общей площади квартир и 80% общей нежилой площади».
Если
просмотреть подшивку ТрВ, то можно найти
неоднократные публикации, что денег от строительства через бюджет не проходило.
Это значит, что более 14 миллионов рублей по дому В-63 (как и в других домах, где доля города была отдана
строителям за различные услуги) прошло «мимо кассы» и оказалось
неподконтрольным Совету – а это расценки
на прокладку инженерных сетей, объемы выполненных работ и т.д.
Но если эти деньги не прошло по
бюджету, то возникает вопрос – а кому принадлежат оплаченные городской долей
инженерные сети, другие объекты? Кому принадлежит Спортшкола,
если работы не прошли через бюджет? Строителям? ДЕЗу? Горстрою?
А ведь это только один аспект такой «продажи» городского
имущества.
Пример 3: Строительство
котельной в м-не «В». Этой зимой было холодно. И в микрорайоне В и во всем городе.
Я слышал два объяснения.
Первое. МТЭП экономил
и мало покупал газа.
Второе. Количество домов в м-не В выросло и сечение труб технически не позволяет подать
нужное количество тепла.
Выход найден. В м-не
«В» будет строиться котельная (даже две). Здание есть, газ подведен. Остается
только установить котел. Стоимость установки котла на 20 Гигакалорий
30 млн.рублей. Инвесторы заинтересованы в наличии
тепла, поэтому на совместном совещании строительных фирм принято решение
раскинуть на всех расходы по строительству котельной и коммуникаций к
новостройкам и выполнить эти работы.
Иначе не будет тепла в новых домах, их невозможно будет продать. Удорожание
строительства – 32$ на кв.м.
Вопрос. Как на самом деле обстоят дела? Как идет
строительство и на когда запланирована
сдача работ – к началу отопительного сезона, или к окончанию строительства
новых домов?
Что будет, если несколько фирм заморозят строительство, как
было с Дружбой, которая еще в 2002 году по договору должна была сдать дома?
Котельная будет готова вовремя?
До начала отопительного сезона осталось всего три месяца.
Заключение. Результаты проверки КРУ, по неофициальной информации,
объявлены ДСП. Сомнительно, что это связано с расследованием обстоятельств
убийства В.Найденова и интересами следствия. В таком случае это означает, что
результаты проверки настолько шокирующи, что их
предпочли скрыть от горожан.
Предложение 7. Председатель Совета Н.Кучер и А.Медведев, на которого возложены обязанности руководства администрацией и ряд обязанностей Главы города, должны выступить перед горожанами и обрисовать ситуацию, в которой находится город и что получит в наследство вновь избранный Глава города.
С.Скорбун