«НОВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ»

 

Здесь я хочу высказать то, о чем необходимо подумать, а не отвергать сразу, хотя мое предложение может и не понравиться многим жителям Троицка. Видимо,  именно по этой причине  ни Совет, ни Администрация города до сих пор  не осмеливаются  предлагать то, что предлагаю я - продажу земли, как одну из альтернатив коммерческому строительству из-за возможного  неприятия жителями самой этой идеи. Из-за того, что в их адрес пойдут упреки: «Они хотят распродать город».  Хотя, как мне кажется, на сегодняшний день  в Троицке это будет наиболее приемлемым для всех  решением. Попытаюсь это обосновать. В любом случае,  просто  отмахиваться от такой постановки задачи уже нельзя.

 

 «Золотая» земля и идет на ура!

 

Похоже, что маховик коммерческого строительства, запущенный Найденовым, пройдя нулевую точку,  вновь восстанавливает утраченные позиции.

 

На Десне лопаты уже в земле, хотя Градостроительный совет этот проект пока не принял  (там по начальному плану на площади 16,4 га планировалось 156 тысяч кв.м. жилья). А когда они начнут   забивать свои 16 км свай - мало не покажется.

 

На «Площади салютов» запланировано строительство огромного 8-ми секционного дома на несколько десятков тысяч квадратных метров жилья. А из первых сообщений об обязательствах Найденова следовало, что там был отдан только один участок 1 га под одну башню. (Если архитектору не нравится, что она будет одиноко смотреться, разве это  повод, чтобы застроить  ВСЮ (!)  «Площадь салютов» немедленно?)

 

На Текстильщиках (также без согласия Градостроительного совета)  приступили к возведению еще одного гиганта-«Титаника», длиной более 100 метров, из простого архитектурного изыска - воткнуть по максимуму квадратных метров на выделенной территории. (Причем, эта площадка однозначно попадает под п.1.1 решения Совета депутатов г. Троицка № 385/80 от 07.09.2000 г., что участок под строительство выделяется только после утверждения Советом его целевого назначения.)

 

На Градостроительном совете, 5 ноября, озвучена идея о перепрофилировании территории ФИАН с выделением ее части под новый микрорайон на 90 тыс.кветров жилья. Земли ИЗМИРАН, больницы РАН - и тут объекты на подходе.

 

И пока все вышеперечисленное, заметьте, без новых школ, детсадов, рабочих мест и прочей социальной инфраструктуры.

 

И еще новый микрорайон на Ботаковском поле, где помимо Университета планируется построить от 700 до 900 тысяч кв. м.  жилья и заселить, по скромной оценке, более 28 тысяч человек.

 

Зачем  все это нужно? Разве кто-то нам ставит задачу застроить все городское пространство за 3-4 года?.. То, что это «хвосты», оставшиеся в наследство от Найденова, дела не меняет.

 

Я уже неоднократно писал, что такое коммерческое строительство, когда большинство квартир продается иногородним, нам, горожанам, не нужно и экономически порочно. Правильно было бы взять паузу, таймаут на год-два, подумать - что, как и зачем  строить?

 

Убыточность идеи и практики

 

Повторю еще раз, изложенное в  «комментарии» в ТрВ N 43 от 2 ноября 2004.

 

При существующих правилах коммерческого строительства экономическая модель процесса такова, что город как бы берет кредит у новых поселенцев в виде 20% (на практике 10%) от строящегося жилья. Эти деньги идут на городские нужды (жилье для очередников, городская инфраструктура, а в случае Ботаковского поля - на строительство университета). Город погашает этот кредит  путем обеспечения  поселенцев и членов их семей городской инфраструктурой на условиях, равных с «аборигенами Троицка», финансируя новых поселенцев из своего городского бюджета на протяжении всего срока службы возведенного дома. Сейчас и без мигрантов в городе не хватает 10-15 тысяч рабочих мест, а новых планируется менее 2-х тысяч (технопарк, ВШЭ, офис металлургов). Так что приезжие еще долго будут поселяться в Троицк как в спальный район.

 

 

Если принять, что условный срок службы возводимых домов 50 лет, то без ухудшения качества жизни жителей такое содержание обойдется на каждого нового мигранта в 385 тысяч рублей за расчетный период (применительно к бюджету-2004  в сумме 263,2 млнуб и численности жителей на начало года 34077 человек).

 

Таким образом, заселение нового комплекса домов на Десне будет стоить нам порядка 86 млнолларов, в сравнимую сумму выльется планируемая застройка «Площади салютов» и сооружение нового «Титаника», а кредит в 30 млн.долларов, взятый у новых поселенцев на строительство университета обойдется нам в виде содержания нового микрорайона на Ботаковском поле в сумму порядка 378 миллионов долларов. При этом сейчас бюджет Троицка составляет сейчас менее 10 млнолларов. Это конкретные цифры, во что обойдется городу  новое коммерческое строительство жилых домов.

 

Мы живем в условиях рыночной экономики. А рынок подразумевает  добровольные отношения партнеров на взаимовыгодных условиях. Нам же «впаривают», вынуждают фактически с позиции силы (силы денег, связей на разных уровнях власти) купить товар (долю города в строящемся жилье), заплатив за него впоследствии  10-кратную цену. Это не рынок, это -  разбой.

 

Поэтому, надо, не откладывая, честно и объективно ставить вопрос - инвестор, желающий строить и продавать квартиры, должен компенсировать расходы города на предоставление «спального места» покупателям его товара.

 

Хочешь строить - плати. Вариант 1.

 

Применим данный подход для урегулирования вопросов с коммерческим строительством.

 

На 25 кветров (норма принимается в расчетах администрации) приезжает один человек. Городу он обойдется в 13.500 долларов. Значит, для компенсации будущих расходов на содержание семей приезжих, инвестор должен платить не 20% от построенного жилья, как определено решением Совета, а 540$ с квадратного метра каждой квартиры, проданной на сторону (норма сегодняшнего дня). Это компенсация будущих расходов на новых поселенцев. Плюс довесок-компенсацию за утерю городского ресурса - использованную землю. Вот и весь расчет. А за сколько инвестор потом продает, какая у него прибыль – нас вообще не интересует. Захочет – пусть  продает по московским ценам или дороже, если сможет.

 

Чтобы исключить махинации, окончательный расчет с застройщиком-инвестором должен проводиться после оформления прав собственности на все квартиры, когда будет точный учет, сколько квартир куплено людьми, имеющими место постоянного жительства в Троицке.

Но это усложнение можно сразу ликвидировать, если брать по 540$ со всей площади плюс стоимость израсходованной земли (при этом земля не продается). Со своей стороны, город из этих денег обеспечивает подведение всех коммуникаций до «первого колодца» дома (ведь мы берем плату за инфраструктуру).  И не надо ничего учитывать, контролировать и договариваться. Цена получается вполне рыночной.

К примеру, на вторичном рынке квартиры в башнях типа на Сиреневом уже продаются по цене более 1000$ за кветр.

Если оценить землю под новостройкой в 5000$ за сотку, то в среднем это даст добавок в 70$ на квадратный метр ЖИЛОЙ площади. Плюс 540$ и плюс себестоимость строительства до 340$, получается 950$. В эту сумму обойдется строительство инвестору. Если строить хорошее жилье, то цена 1200-1300$ будет вполне конкурентна Москве, если люди хотят жить в Троицке, а не в других городах Подмосковья.

Понятно, что при таком подходе коммерческое строительство не надо запрещать - оно или само отомрет, как экономически невыгодное, или трансформируется в не столь масштабное строительство дорогостоящего элитного жилья на условиях, выгодных Троицку. 

А тройчанам следует дать возможность улучшать жилищные условия через ЖСК, где цена жилья будет заведомо ниже.

 

«Распродажа» троицкой земли. Вариант 2.

 

 Если человек хочет жить в Троицке, он может купить участок земли и построить на нем себе жилье. При этом плата за землю должна соответствовать убыткам будущих периодов от обеспечения инфраструктурой его семьи.

 

Исходя из приведенных выше расчетов получается, что  на каждую семью приезжих из 3-5 человек стоимость земельного участка не может быть меньше 40 тыс.$.

 

Таким образом, я предлагаю установить в Троицке следующее единое  правило к людям, желающим поселиться в городе и не желающим приобретать жилье на вторичном рынке или в многоэтажках-новостройках - они могут стать жителями Троицка  ТОЛЬКО КУПИВ ЗЕМЛЮ под застройку по заранее утвержденной, зонированной цене . Причем, на каждого пришельца устанавливается минимальная «входная пошлина» - сумма, на которую должен быть куплен участок (в моих расчетах не менее 40000$  на семью). Конкретная сумма должна быть установлена с учетом  всех факторов, определяющих доходы-расходы (и не только денежные) от вновь прибывающих и принята в качестве базовой решением Совета депутатов.

 

Механизм реализуется следующим образом. Вся территория города, зонированная и отведенная генпланом под жилищную застройку,  раз в год тарифицируется по цене за сотку. Например, в лесу - по 50 тыс.$ за сотку, как на Рублевке. Около «Дома с ромашкой», с видом на Десну (при условии отмены предполагаемого строительства) - 25 тыс.$ за сотку. Около дороги, гаражей - 3 тысячи. В городском квартале - 5-10 тысяч. Это начальная цена. После этого любой может купить участок под застройку, но на сумму, не меньше «входной пошлины». Если желающих на какой-то участок больше одного - проводится аукцион с такой стартовой ценой.

 

Для начала, чтобы самим не промахнуться и на город не накинулись, не раскупили все в момент, цена устанавливается выше, или существенно выше рыночной. В следующем году, оценив спрос, потребности города, если рыночные реалии окажутся другими, на определенных зонах цена централизованно пересматривается.

 

По «Положению» и в пропорции, которые должен разработать и принять  Совет депутатов, деньги от продажи земли идут на строительство муниципального жилья, дотации очередникам, посадку деревьев и другие городские нужды.

 

***

 

Лирическое отступление о доле города в коммерческих домах. В уже заключенных договорах, по совершенно непонятной причине, в основном  (по крайней мере так было раньше) доля города берется практически по себестоимости квартир. И это довольно странно, так как организовать аукционную продажу жилья и получить значительно больше живых денег достаточно просто.

 

В каждом доме уже на стадии подписании инвестиционного контракта администрации передается право на конкретные квартиры, составляющие долю города. (Причем, раз и навсегда должна быть закончена практика уступок доли или части доли. Если есть работы, относящиеся на город - они должны быть оплачены деньгами из городской казны.)

 

Далее объявляется аукцион на 1-2 квартиры с широким оповещением в прессе.  Начальная цена - балансовая стоимость квартир, по которой они передаются (или право на них) в город. Через месяц вскрываются конверты с заявками и предложившие большую цену получают эти квартиры. Даже если продать с половинным «довеском» между балансовой стоимостью и рыночной, это выгодно, к тому же приходят живые деньги, а не какие-то обязательства. Чем ниже окажется цена продажи, тем больше вероятность того, что эти квартиры куплены жителями Троицка. И для покупателей квартир в этом доме получается дополнительный плюс - город вынужденно берет на себя обязательство отследить сроки строительства, отсутствие жульничества. А дальше слава о том, что в Троицке может повезти с покупкой квартиры по цене слегка ниже рыночной, распространится мгновенно. Так что забот с рекламой не будет. Будут сами названивать и спрашивать, когда сдавать конверты.

 

Часть2. Ботаковское поле и проект университетского городка

 

Если предложенный подход принимается в качестве базового, то понятно, что предполагаемый проект финансирования строительства университета обречен на гибель.

 

Именно поэтому, считая, что университет ДОЛЖЕН быть построен, на примере Ботаковского поля, как самого обширного объекта для застройки, хочу проиллюстрировать предложенный подход к строительству в городе.

 

Все нижеследующие исходные данные о Ботаковском поле взяты из  публикаций и выступлений ответственных лиц администрации:

 

- Найденов дал добро на вывод поля из сельхозоборота и запланировал строительство 1.200.000 кв. метров жилья. Проект получил одобрение в области. За изменение статуса поля фирма заплатила 17 млнублей. Таким образом у города и потенциальных инвесторов возник долг в размере 17 млн. рублей, который надо выплатить независимо от того, будет там что-то строиться, или нет.

 

-  Не запользуя Ботаковское поле мы его потеряем, так как капитал не остановить. Не город, так другие его застроят так же нагло, как сейчас залезают в лес.

 

- администрация  предпринимает активные шаги в плане перспективного развития города и прорабатывает проект строительства университета на  Ботаковском поле.

 

- по строительству университета имеется предварительное согласие компетентных в данном вопросе людей на федеральном  (Герман Греф) и областном уровнях.  Возможно, на реализацию проекта какие-то деньги даст государство.

 

- предполагается, что строительство университетского комплекса (по крайней мере частично) финансируется из городской доли в многоэтажной жилой застройке Ботаковского поля. Т.е., городская доля в 20 % в строящихся домах пойдет на создание инфраструктуры городского района и ВШЭ.

 

- предварительно - проект ВШЭ стоит 50 млнолларов (по последним оценкам эта сумма возрастает до 100 млн.долларов.

 

Потенциальные возможности  поля при застройке многоэтажными домами.

 

Планируется построить не менее 700 тыс. кв жилья (эта цифра выплывает из экономики строительства ВШЭ), из которых по действующему положению доля города 20%. По печальному опыту всего предыдущего строительства половина доли города идет на коммунальную инфраструктуру. А сейчас это объективная необходимость, так как строительство будет в чистом поле. Т.е., на финансирование строительства ВШЭ может быть использовано около 10% от планируемой застройки, что составит 70 тыс.кв или 28-30 млн.долларов (их примерная себестоимость). Т.е., 30 млнолларов - это практически верхняя граница возможностей Ботаковского поля для реализации проекта университета. Я уж не говорю, что часть квартир будет отдана очередникам. При этом, как уже отмечалось ранее,  в город въедет не менее  28 тысяч новых поселенцев.

 

Из приведенных выше расчетов очевидно, что такой вариант (даже если все 20% пойдут на нужды города) неприемлем, но университет необходимо построить. Возникает вопрос - есть ли выход? Где взять запланированные 30 млнолларов на реализацию университетского городка?

 

Вариант решения. Возможно, единственный.

 

Для университета требуется порядка 20 га. На остальной части запланирована жилая застройка и инфраструктура микрорайона. Строим жилье, но строим не многоэтажные дома, а коттеджи.

 

Для расчетов примем, что  жилая застройка занимает  50 гектаров. Продаем эти 5000 соток под застройку коттеджами. И не дешево - по цене 10тыс.$ за сотку. Дорого хочу? Возможно. Но нам нужны эти деньги - 50 млн. долларов, чтобы построить университет. Значит надо сделать так, чтобы люди готовы были  купить землю по такой цене.

 

Надо отметить, что эти цены уже почти соответствуют конкретным рыночным. Сейчас Калужское направление стоит по цене на 3-ем месте после Рублевского и Новорижского (из выступления В.Сиднева на прошлой неделе перед предпринимателями).

 

Например, в окрестностях Троицка цена за сотку составляет 2-3 тыс.$, в зависимости от близости коммуникаций. Земля в нашумевших «12 га на Десне» в 2001 г. оценивалась в 5-6 тысяч долларов за сотку. 

 

Рядом, в Одинцовском районе, цена за сотку доходит до 50 тыс.$? Почему? Потому что там - престижно, удобно, безопасно, собираются люди одного уровня. Значит, если это обеспечить в новом микрорайоне, то цена земли может быть достаточно высокой.

 

Первая, самая важная часть проекта - поле не распродается, как отдельные участки земли, а изначально целенаправленно проектируется как фешенебельный район гроицка с городской инфраструктурой, соответствующей уровню планируемых поселенцев. Не закрытый коттеджный городок, чисто спальное место, а городской район. На одну семью отводится участок 10 соток или больше. Таким образом, даже заселив новый микрорайон, в город приедет не более 500 семей. Если пользоваться цифрой расходов городского бюджета на новых поселенцев 400 тыс. рублей за 50 лет  на человека, то все с лихвой покрывается платой за землю. (Кстати, новые поселенцы такого района будут не менее заинтересованы в сохранении жизненной среды, чем старожилы Троицка и их возможности, заведомо состоятельных людей, могут быть весомой добавкой в процесс сохранения и леса, и доступности реки?)

 

Часть оставшихся 16 га резервируется под городские нужды, а часть идет под дороги, школу, детсад, спорткомплекс, стадион, а то и гольф-поле, гостиницу, теннисные корты, бизнес-центр, кинотеатр, конференц-холл. Это все то, что обеспечивает комфортную полноценную жизнь, существенно повышает престижность района и цену земли под домами (плюс не самое плохое соседство - университет, лес, река).

Инфраструктуру (типа магазинов, спорткомплекс и другие коммерческие объекты) строят, купив с аукциона право на застройку с долгосрочной арендой или правом выкупа земли, обремененное обязательством сохранять профильность 10-20 лет, все, кто захочет. Т.е, то, что имеет коммерческую составляющую необходимо отдать под застройку частному бизнесу, а значит, не потребует вложения денег. При небольшом количестве жителей нового района школа может быть совсем маленькая, элитная, и не исключено, что также может быть построена на частные деньги. Хотя Троицкие школы могут оказаться предпочтительным вариантом. Детсад для такой публики заведомо должен быть частным. Причем, можно построить всего один детсад, и зарезервировать участки, если надо, на дополнительные.

 

В таком виде  проект специально рассчитан не на самых состоятельных граждан. Скажем, если коттедж 200 кв. метров с участком земли в нашем фешенебельном городском микрорайоне (себестоимость менее 100.000$) будет  продаваться за 150-200 тысяч, плюс 100.000$ за участок, то в сумме это порядка цены почти рядовой квартиры площадью 150 кв в Москве. А качество жизни будет на порядок выше.

 

Фирмы (фирма), осуществляющие застройку, могут ориентироваться и на более обеспеченных людей, которые предпочитают индивидуальные проекты и учесть это на стадии проектирования. Важно, чтобы этот район был спроектирован без «глухих» заборов, с учетом рыночных реалий и обеспечил поступление 50 млн. долларов за землю под застройкой.

 

В основном Проект может реализовывать та же фирма или консорциум фирм, которые строят ВШЭ. Они же реализуют землю и дома. Их норма прибыли нас уже не интересует. Могут вложиться в дополнительную рекламу и получить еще больше. Город свои деньги получит от продажи земли по установленной цене и вкладывает их в ВШЭ.

 

Весь этот расчет - ближе к верхней планке желаемого. Но на самом деле и при цене 5-6 тысяч долларов за сотку (а это уже практически невысокая цена для престижных коттеджных поселков) для города продажа земли становится намного порядками выгоднее, чем застроить Ботаковское поле многоэтажками.

 

Ведь что в первом, что в предлагаемом вариантах земля фактически безвозвратно теряется для иного использования.

 

И еще несколько аргументов:

 

В случае  коммерческой застройки сначала надо умудриться  продать квартиры, и только потом на эти средства строить университет. Поскольку продавать еще непостроенные квартиры в Троицке в последнее время - дело стремное и скандальное, то  никто не гарантирован от того, что деньги  каким-то образом закончатся еще  на котлованах ВШЭ.

 

Второе. Для реализации проекта по первому варианту (многоэтажная застройка) требуется фирма с гигантским запасом прочности, способная «под ключ» построить в поле городской район, так как в силу непредсказуемости поведения нашего государства и рисков на рынке строительства жилья в любой момент условия могут измениться и проект лопнет. Что говорить - перед глазами реальный пример с м-ном «Г», где при масштабах неизмеримо меньших  и без участия государства у администрации головная боль, как довести стройку до конца.

А в случае  реализации данного проекта, постройка университета становится совершенно реальным делом. Строить его может любой подрядчик, предложивший самые выгодные условия, и оплачиваться его работы будут живыми деньгами из городской казны, так как застраивать поселок будут только после покупки заказчиком участка земли.

 

И третье. Нет вопроса о праве собственности на университет. Все, что будет оплачено на «живые» Троицкие деньги будет принадлежать городу. И у него всегда будет право голоса определять, что будет с университетом, если вдруг конюнктура  рынка изменится и экономическая направленность станет не столь актуальной.

 

Проблемы сегодняшнего дня.

 

Если принимается такой проект и подход в целом (в проекте Ботаковского поля участки под строительство нарезаются, к примеру, стоимостью не менее 50000$ на семью из 3-5 человек при цене сотки 10000$), то вполне решаются и другие городские проблемы сегодняшнего дня.

 

Те строительные фирмы, которые  остановят строительство и перед которыми у города возникают обязательства, получают компенсационное право участвовать в проекте Ботаковского поля, а понесенные ими и обоснованные затраты компенсируются из  продажи земли. Норма прибыли там будет не меньше, чем на многоэтажках, а возможно и больше.

 

Часть денег от реализации земли (изначально планировалось поступление 30 млнолларов, а здесь ожидается 50) можно пустить на строительство дополнительного корпуса в университетском комплексе - для студентов физико-технических дисциплин,  на зарезервированной для городских нужд части от 16 га построить квартал малоэтажных муниципальных домов. За счет дополнительных средств легко решаются проблемы переселения из ветхого фонда.

 

Достаточно мягко можно закрыть проекты застройки Десны и «Площади салютов», Д-36, находящиеся в начальной стадии. Если ФИАН, ИЗМИРАН хотят свою землю использовать под строительство жилья – нет проблем, но расчет распространяется и на них.

 

Кстати, если отрешиться от других аспектов коммерческого строительства, то осуществляющееся в настоящее время выделение земли под застройку можно рассматривать как продажу земли, так как даже при сносе дома его жильцы переедут в другое жилье, т.е., просто сменят земельный участок, на котором они живут. Цена за сотку в этом случае определяется просто. Сейчас, за участок 50-100 соток под строительство дома город получает долю в 250-400 тысяч долларов или 2-5 тысяч долларов за сотку. А сколько потом за эту сделку платит город  написано выше. И кто сможет доказать, что земля сейчас не продается, как в магазине, только деньги идут куда угодно, но только не в соответствующие бюджеты. Уж не бесплатно огораживают заборами лес со стороны Пучковки! Давно поря перевести этот процесс в законное русло.

 

«Площадь салютов»  в свете иного подхода

 

С «Площадью салютов» особый разговор. Так как мы, по существующему проекту, все равно ее теряем как центр города, то самый раз отдать ее под строительство «офиса металлургов» и никакой лес рубить не надо. На той же площади можно разместить гостиницу, маленький кинотеатр, магазины. Все это коммерческие объекты, к реализации которых можно привлечь частный бизнес.

 

Кстати, в городе нет ни одной гостиницы. А в центральный офис фирмы, имеющей производства по всей России, с гарантией будет приезжать много командировочных. Так что «металлурги» попутно могут вложиться и в строительство гостиницы, рассматривая это не как благотворительность или плату за землю, а как коммерческий проект.

 

Фактически, при таком подходе «Площадь салютов» вполне можно сохранить как центр города. А если металлурги хотят, чтобы их офис стоял в лесу - нет проблем. Пусть высадят столько деревьев вокруг офиса, сколько им надо и через 5-10 лет их офис будет лесопарковой зоне.

 

В первом приближении под бизнес-проекты (не жилое строительство) земля сдается в долгосрочную аренду, а компенсация расходования городского ресурса - земли должна быть в виде налогов от этих проектов.

 

Пора делать выводы

 

Еще раз повторюсь - с моей точки зрения, коммерческое строительство в городе на существующих условиях противоречит здравому смыслу. И, на мой взгляд,  сколько бы город не заплатил в компенсацию произведенных затрат строительным компаниям, он все равно в долгосрочной перспективе останется в большом плюсе при запрете такого строительства.

 

Говорят, что в городе земля «золотая». Золотая - но для кого? Для города она станет такой, если мы не будем отдавать ее под коммерческую застройку, имея  потом расходов по 30-50 тысяч долларов за сотку, а сами станем получать за нее деньги. Сейчас нас грабят, а я предлагаю, чтобы у нас покупали. По нормальной рыночной цене.

 

Заключение

 

Не готов сказать, кто конкретно должен выступить инициатором заказа экономического анализа строительства жилья - Совет депутатов, Совет научного центра или общественные организации. Мне представляется, что это есть прямая обязанность  Совета депутатов, как органа, отвечающего за стратегическое развитие города.

 

Необходимо провести расчет и анализ экономики каждого запланированного к строительству дома, оценить прибыли-убытки (пусть прикидочные и по максимуму-минимуму) от отмены или реализации строительства по каждому объекту, просчитать варианты с продажей земли.  И только на основе этих расчетов, опубликованных для всеобщего обсуждения, логику которых смогут проверить жители, можно определять стратегию развития города исходя из интересов жителей, а не коммерческих структур. И делать это надо прямо сейчас, не дожидаясь новых выборов,  не откладывая, пока еще имеется возможность остановить новое строительство без особых потерь. А отменить его можно и нужно, компенсировав убытки инвесторам.

 

Я сознательно не включил в этот список администрацию. Она должна бы заниматься в основном сегодняшним днем, все остальные - стратегией развития, но именно администрация сегодня является генератором стратегических идей - университет, технопарки, офис металлургов. К тому же, если это будет их личная инициатива, а инвесторы окажутся неспособными к компромиссу, то именно у администрации (которая и так не знает, как свести концы с концами у уже ведущегося строительства, чтобы оно не стало на мертвый якорь) будет головная боль с урегулированием вопроса. Так что вынуждать администрацию на такие подвиги при, мягко говоря, «пассивности»  Совета депутатов и СНЦ, имеющего право голоса при принятии стратегических решений,  у меня не поднимается рука.

 

Кстати, когда Сиднев объявил о пересмотре актов выбора участков, насколько я помню из публикаций, он остался один на один с инвесторами и решением, кому оставить землеотвод, а у кого отобрать. Абсолютно неприемлем был проект застройки м-на «А» - он его отменил. Несмотря на давление Академии? до сих пор нет окончательного согласия по строительству Д-36, с учетом мнения жителей отменено строительство Д-37. И если бы его инициатива была подкреплена соответствующим решением Совета по каждому землеотводу - разрешить или отменить запланированное строительство, может и не было бы сегодня разговоров о «Площади салютов» и застройке Десны. Но у депутатов Совета, видимо, как это было и 3-4 года назад, так и сейчас, имеются другие приоритеты.  (Не зря, наверное, к полутора-страничному, содержащему всего 675 слов «Положению о ЖСК», лишь потенциально создающему альтернативы коммерческому строительству, у них сложилось такое «тщательное» отношение. За полгода «Положение» рассматривалось уже  6 раз и столько же раз рассмотрение было перенесено, только за прошлый месяц  депутатами внесено дополнительно  ещё 135 (!)  новых поправок и замечаний, а воз и ныне там.)

 

На мой взгляд - значительная доля ответственности за новый виток безудержного коммерческого строительства лежит на Совете депутатов, ему и «расхлебывать».

 

Сергей Скорбун  

 

PS

 

Не исключаю, что могут быть какие-то неизвестные мне аргументы, исходя из которых нас, жителей Троицка смогут убедить, что ТАК, КАК СЕЙЧАС, строить можно. Ну что ж, карты на стол, господа!

 

PSS

 

Надеюсь, что моя статья не окажется «гласом вопиющего в пустыне занятых своими интересами людей» и информация, изложенная в ней, будет рассмотрена членами Совета Научного центра, депутатами, руководством администрации, общественными организациями Троицка и их точка зрения по данному вопросу будет опубликована в «ТрВ». Особенно интересует мнение руководства ВШЭ.