Станислав Сергеевич Говорухин, выпускник ВГИКа, большую часть своей творческой жизни проработал на Одесской киностудии, начиная с 1967 года. Сейчас Станислав Сергеевич, в 1993-м году - это уже не тот режиссер, который снимал "Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя", - произведения, непосредственно связанные с Владимиром Высоцким. Тот период (прошел ли он навсегда?..) отмечен работами над романтико-приключенческими фильмами. Это, например, детектив "в чистом виде" (по определению Говорухина) снятый по произведению Агаты Кристи о десяти негритятах, это "День ангела", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Пираты XX века", "Приключения Тома Сойера", названия которых говорят сами за себя.
Со 2-й половины 80-х гг. Говорухина сильно увлекла политика. Да это и понятно: редко кто нынче не оказался так или иначе в этих водах, для кого-то мутных, для другого - круговоротом, а для третьего и смыслом жизни, чистым источником.
Уже в 1986 году Говорухин в своих полемических заметках (газ. "Советская культура" от 11.10.86), в статье "Прогулка по Одессе с томиком "Онегина" в руках", обнаруживает явную склонность к участию в невеселых проблемах общества. Так, в указанной статье он призывает к бережному отношению к достопримечательностям Одессы, к ее культуре, пишет о ее ценностях, имеющих, конечно, не только значение материальное, но и духовное, от которого никак нельзя открещиваться. Говорухина беспокоят не только памятники искусства и зодчества, его опечалили неполадки в водо- и теплоснабжении любимого им города. Не романтическая тема? Слишком земная? Но - кто может существовать без тепла и воды?.. В этой статье читатель ощутил "Боль человека, которому небезразлична судьба Одессы" (Станислав Говорухин - о себе в описываемой ситуации).
|
Так, с темы "местного значения", начал Станислав Говорухин свой путь в большой политике. А потом - была поездка в США, в Вермонт, беседы с Солженицыным и увлечение возможностью снять о нем фильм. А это можно расценивать, конечно, уже как политику, творимую с помощью кинематографа.
Фильмы "Так жить нельзя" и "Россия, которую мы потеряли" - суть ленты, снятые Говорухиным и на современном материале, и на прошлом, которые режиссер монтировал с настоящим, сравнивая одно с другим и - не в пользу последнего.
Эти фильмы, - особенно "Россия, которую мы потеряли", породили самую ожесточенную дискуссию. Столкнулись противоположные мнения неравнодушных. В этих спорах я участия не принимаю не только потому, что никогда не была склонной к участию в большой политике (придерживаюсь точки зрения Высоцкого: "Я артист! Артист, а не политик!"), но и оттого, что Станислав Говорухин для меня, безмерно любящей Владимира Высоцкого, был и остается постановщиком "Вертикали" и телесериала "Место встречи изменить нельзя", то есть, лент, которых сделал популярными, в основном, Владимир Высоцкий.
Поэтому вспомним 1967 год, плодотворный для Высоцкого, вспомним "Вертикаль".
Сниматься в "Вертикали" пригласили Высоцкого Ст.Говорухин и Б.Дуров, тогда студенты ВГИКа. Фильм был задуман как дипломная работа двух будущих режиссеров. В предполагающейся ленте все роли были, примерно, одинаковой протяженности, главной трудно назвать какую-либо из них. И все-таки одна - радист Володя - вырвалась вперед и, в общем, заявила о себе даже не как главная, а, более того, - как роль, без которой не могло быть этого фильма. Причина была очевидной, - исполнителем стал Высоцкий, перед которым Станислав Говорухин поставил совсем не ординарные задачи.
|
На этом фильме произошло интересное взаимодействие темы и актера. Тема породила знаменитые песни Высоцкого, героико-романтические, начисто лишенные того, в чем прежде, до "Вертикали", упрекали поэта: в них полностью отсутствовал дух ранних, "блатных" песен прославленного барда. Высоцкий помог фильму стать популярным ("Там поет Высоцкий!"), а фильм по всей стране, со всех экранов, а вскоре и пластинок, пропагандировал Высоцкого, - барда, поэта и актера. Нельзя не отметить, что это именно Говорухин просил Высоцкого написать много песен для "Вертикали", он оказался провидцем - именно песни сделали фильм самым посещаемым текущего года кинопроизведением.
Через долгих 12 лет Высоцкий в последний раз снялся у Говорухина (правда, был еще "Белый взрыв" в 1969-м, но участие Высоцкого ограничилось в нем одной-двумя короткими фразами его героя; песен не было вовсе, и фильм не остался в памяти зрителя) в пятисерийном телесериале "Место встречи изменить нельзя" (1979).
На этот раз не режиссер пригласил сниматься актера, а Высоцкий долго и эмоционально доказывал братьям Вайнерам, сценаристам "Места встречи...", что незнакомый им Станислав Говорухин может очень интересно поставить планируемый фильм.
Аркадий Вайнер рассказывает: "... первоначально думалось, что картину будет ставить Алеша Баталов, известный вам прекрасный, красивый и замечательный человек. Потом по ряду обстоятельств это не состоялось..." (Из зала заинтересовались: "Скажите по секрету - почему?" И писатель по "секрету" ответил "Баталов хотел играть Жеглова сам и ставить картину тоже сам...)
[1]
По мнению братьев Вайнеров для одного человека такая нагрузка была бы чрезмерной - фильм трудоемкий, очень большой... Что вышло бы путного от подобных усилий?
Интересно дальнейшее сообщение Аркадия Вайнера: "Высоцкий пламенно рекомендовал нам Говорухина в режиссеры: замечательный парень, очень квалифицированный, настоящий мужчина, рыцарь, ваш роман знает наизусть...". Как видим, Высоцкий не поскупился на эпитеты для своего друга Говорухина, и впоследствии он полностью оправдал их.
Говорухин Вайнерам понравился, а это имело главенствующее значение в конкретном случае назначения постановщика на фильм, сценаристами которого эти известные писатели были: Станислава Сергеевича утвердили в этом качестве.
Начались кинопробы. Созвездие актеров в конце концов засверкало многими, очень популярными именами, а братья Вайнеры и тогда, и теперь считают, что лучший состав киногруппы подобрать было просто невозможно. Наталья Фатеева, Светлана Светличная, Зиновий Гердт, Леонид Куравлев, Армен Джигарханян, Станислав Садальский, Лариса Удовиченко... Евгений Евстигнеев создал неожиданный образ "вора в законе", этакого щеголя с дорогой тростью в руке, любителя спектаклей Большого театра. Правда, особого любителя, - он попадал в театр для того, чтобы украсть из раздевалки шубу подороже, - норковую, соболью, кунью, - ведь зрителями ГАБТ были и жены послов различных зарубежных стран...
Что надо подчеркнуть? Актеров пригласил Говорухин, и мы видим, что он ни разу не ошибся в исполнителях тех или иных ролей. Кроме всего, он сумел ведь и получить согласие каждого, и надо было обладать особой убежденностью, чтобы не последовало отказа от какой-нибудь из этих общепризнанных знаменитостей.
Камнем преткновения на первых порах стал исполнитель роли Шарапова Владимир Конкин. Он, по мнению Вайнеров, не тянул рядом с Высоцким, его ближайшим партнером по фильму. Но после многих, достаточно нервозных споров, Конкин остался на этой картине. Конкина рекомендовал Говорухин и, надо сказать, сражался за него до победного конца. А сражаться пришлось с братьями Вайнерами... Мы можем только вообразить, сколько сил унесли у Говорухина такие споры.
Высоцкого, как считали Вайнеры и, конечно, Говорухин, заменить было никем нельзя в этом сериале. И, как волновался Высоцкий, убеждая до этого братьев Вайнеров в необходимости утвердить Говорухина в качестве режиссера-постановщика, точно так же переживал и Говорухин, принимая все возможные меры для того, чтобы только Высоцкий играл замечательного муровца, этого умного и храброго Глеба Жеглова.
Для того, чтобы утверждение Высоцкого стало бесспорным, Станислав Сергеевич сделал микрофильм с участием Высоцкого и там же - кинопробы других актеров - кандидатов на эту роль. Братья Вайнеры утверждают, что эти другие не выкладывались, потому что знали, что роль предназначалась для Владимира Высоцкого. Просмотрев микрофильм, художественный совет убедился, что играть должен только Высоцкий. Все эти "предвыборные" манипуляции Вайнеры назвали "маленькими военными хитростями". Но они привели к желаемому утверждению на роль Жеглова Высоцкого. К этому можно добавить, что и большие чины из Министерства внутренних дел выразили свое мнение: Высоцкий просто предназначен для этой роли. Это мнение оказалось решающим, той самой точкой, которая ставится в конце каждого повествовательного предложения...
|
10 мая 1978 года должны были начаться съемки, но этот день снова оказался днем испытания для Станислава Сергеевича. В общем, это ведь был тройной праздник: День Победы, прошедший только вчера, день рождения Марины Влади - 10 мая, - и - упомянутый первый день съемок. Но... неожиданно Марина Влади и Владимир Высоцкий чуть было не выбили скамейку из-под ног Говорухина: они попросили снимать другого актера в роли Жеглова! Разговор взволновал бы каждого, не только режиссера, радостно, с подъемом готовящегося к съемкам сериала. И тем более был потрясен Станислав Сергеевич, - ведь он был не только постановщиком фильма, но и другом Высоцкого и Влади. А Высоцкий говорил - причина для его замены - "Мне так мало осталось жить!", а Марина - плакала...
Как хорошо, что Говорухин не сдался, что ему удалось убедить эту трогательную пару в том, что будут созданы для Владимира Семеновича благоприятные условия во время съемок, что он поможет актеру, своему другу, не быть слишком загруженным, что выкроит для него время, чтобы Высоцкий смог посетить новые, не виденные им места вместе с Мариной Влади.
Казалось бы - хорошо? Но вот братья Вайнеры думают иначе: "... он снимался в нашей картине в чудовищных условиях и в огромном объеме работы..." 1)
[2]
Да, каждый человек рассматривает один и тот же вопрос, видит один и тот же предмет со своей колокольни. И каждый по-своему бывает прав. Говорухин со всей искренностью был убежден, что условия для Высоцкого на съемках "Места встречи..." были щадящими, а братья Вайнеры, как видим, - наоборот. Пример полярного мнения об одном и том же предмете могу привести из моего интервью с Арменом Джигарханяном. Я услышала от моего знаменитого собеседника, что, якобы, Говорухин, посмотрев пробы Высоцкого на роль радиста Володи в фильме "Вертикаль" (снова вернемся в 1967-й год) не пришел в восторг от его игры и решил, что "Высоцкого надо подкрепить его песнями". Я решительно возразила Джигарханяну: Говорухин, мол, напротив, просил Высоцкого написать много песен, а после выхода "Вертикали" на экраны утвердился в мысли, что без песен Высоцкого картина бы не состоялась. Вот так один и тот же факт может стать неузнаваемым, когда его рассматривают с таких разных позиций.
Сериал "Место встречи изменить нельзя" имел огромный успех - об этом прекрасно знают зрители разных возрастов и вкусов. В свое время фильм был куплен 17-ю зарубежными странами, в том числе и США.
Чем и кому обязан Станислав Сергеевич такой популярности своего сериала? Естественно, что и прекрасным актерам, и не менее прекрасным кинодраматургам Вайнерам, и, конечно, Владимиру Высоцкому. И, конечно же, самому себе, Станиславу Говорухину, постановщику сериала. Ибо он трудится в искусстве не для малой группы людей, ценящих лишь особые эстетские фильмы, а для всего народа, для всего отечества. И получил за это самую ценную для художника плату - всеобщее признание.
Станислав Говорухин считает, что для массового зрителя очень важен зрелищный фильм: "... я убежден, - считает режиссер, что эту песню - будто истинное произведение искусства не может вызвать у зрителей широкого интереса, поскольку не всем доступно - придумали завистники"... А ведь, наверняка, что и особые эстеты, поклонники фильмов, нуждающихся в покадровой расшифровке, сидят перед телеэкранами в те дни - или вечера - когда идет на экранах "Место встречи изменить нельзя"... Несчетное количество раз повторяли этот фильм, но он снова и снова собирает огромное количество своих преданных поклонников.
|