Два рыцаря прекрасной дамы

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи одна за другой открылись выставки известных советских художников - реставратора Александра Корина и пейзажиста Михаила Иванова. Двух очень разных мастеров объединяет чистое и рыцарски преданное служение одной прекрасной даме - живописи.

Потомок палехских иконописцев, брат знаменитого Павла Корина Александр был уникальным реставратором. Он возродил к жизни отсыревшее полотно своего учителя Нестерова - портрет хирурга Пирогова, провел блестящую реставрацию декораций итальянского мастера Гонзаго и картин Тьеполо, написанных для усадьбы "Архангельское" князей Юсуповых. Больше всего поражают коринские копии с "Мадонны Литта" Леонардо да Винчи и "Мадонны Конестабиле" Рафаэля. Их невозможно отличить от оригиналов! Недаром "Рафаэля" купил Максим Горький, пригласивший в 1931 году братьев Кориных в Италию. Там Александром написаны пейзажи, вдохновленные панорамными видами его кумира и тезки Александра Иванова. Так в эпоху становления соцреализма художник продолжал служить вечному и прекрасному искусству классики.

Михаил Иванов принадлежит к поколению художников, начинавших во времена хрущевской "оттепели". Приемный сын Всеволода Иванова (его родным отцом был Исаак Бабель) вырос в писательском доме в том же Лаврушинском переулке, где теперь представлены его картины. В 1961 году он принял участие в однодневной закрытой "Выставке девяти" художников, стремившихся к решению чисто живописных задач. Это был прорыв к свободе творчества, расцененный властями как инакомыслие. С тех пор, не поддаваясь колебаниям политического климата, М. Иванов оставался верным живописи и только ей. Писал Москву, передавая особую гармонию света и воздуха, неповторимую цветовую палитру столицы. Поседевшие "шестидесятники" Никонов, Браговский, Жилинский отмечали, что трудно представить московскую живописную школу без Миши Иванова. В последние годы он обрел особую творческую свободу и ушел год назад на взлете, закончив серию мощных красочных полотен.

"Успех приходит тогда, когда подходишь к натуре наиболее чистым, когда чувствуешь необходимость передать прекрасную гармонию увиденного. Работа, как реализация этой глубоко личной, собственной необходимости, не связанной с какими-либо оценками со стороны - это дорога к успеху в живописи". Эти слова из дневника М. Иванова можно считать его творческим кредо и завещанием.