Физики без лирики
В подмосковном Троицке перестала выходить газета "Троицкий вариант"
Даже чиновники Министерства печати Московской области признают, что в ряде городов и районов идут открытые конфликты журналистских коллективов с местными властями. Причем особенно это характерно именно для наукоградов, в большинстве из которых свои газеты появились уже в "новое время". Например, в Черноголовке мэр недавно упразднил редакцию единственной в городе "Черноголовской газеты", которая была учреждена как муниципальное предприятие. По версии журналистов, произошло это из-за того, что газета "не проявляла особого усердия в деле восхваления" главы города. Но повсеместно ухудшившееся отношение властей к свободе слова - лишь часть проблемы. И в конце 80-х власти не очень-то любили эту самую свободу. Но тогда в обществе, в каждом отдельном городе, находились силы, готовые создавать и защищать независимые СМИ. Сегодня же сограждане, озабоченные проблемой элементарного выживания, не склонны отстаивать свое право на свободную информацию. И такая пассивность - угроза для свободы слова посерьезней, чем давление со стороны властей. Эта история - лишь "троицкий вариант" ситуации, довольно характерной для Подмосковья в целом.
Если верить астрологам, дата рождения определяет всю дальнейшую судьбу. В этом смысле "Троицкому варианту", появившемуся на свет 1 апреля 1988 года, по-видимому, изначально ничего не светило. Хотя, возможно, компания 30 - 40-летних научных сотрудников институтов города, подготовившая первый номер, и не рассчитывала на долгую жизнь своего детища. Как сказал на праздновании 10-летнего юбилея газеты ее бессменный главный редактор и "по совместительству" астрофизик Борис Штерн, "это была первоапрельская шутка, неожиданно затянувшаяся на годы". Первый номер, сверстанный допотопным способом и размноженный на ксероксе, получился ярким. Чего стоила хотя бы "передовица" под названием "Первые плоды перестройки": "...Приспособленцы, позанимавшие престижные посты, привыкшие повелевать при полной пассивности подчиненных, по-прежнему подспудно противодействуют политике перемен, паникуя перед перспективой потерь привилегий...". Нетрудно догадаться, что и все остальные слова этой заметки на 3000 знаков начинались на ту же букву. Основное же внимание уделялось проблемам советской науки, неотделимым тогда от проблем города, а в персонажах фельетонов угадывались известные всем руководители институтов и городские чиновники.
До появления закона о СМИ газета существовала на полулегальном положении, постоянно меняла типографии и выходила нерегулярно. Нездоровый интерес к новоявленному печатному органу то и дело проявляли просто "органы" и всякого рода власти. Все изменилось в 1991 году, когда первый "демократический" городской Совет стал учредителем "Троицкого варианта" и газета прошла установленную законом регистрацию. Вторым соучредителем выступило издательство "Тровант", созданное той же компанией физиков-лириков с целью обеспечить материальную базу городской газеты. После покупки предприятием двух ротапринтов проблемы с тиражированием были решены, как казалось, навсегда.
Постепенно "Троицкий вариант" приобретал некие черты респектабельности: появился небольшой штат, установился еженедельный график выхода, наладилось распространение. К сожалению, параллельно шел процесс с противоположным вектором: ученые, насытившись "общественно-полезной" деятельностью, охладевали к газете, возвращались в науку либо уходили в бизнес. Но на вольнолюбивом настрое первой городской газеты это не сильно сказывалось. Изданию, празднующему именины в День дурака, тяжело давалась наука эффективного ублажения городских властей. Апофеозом "мирного сосуществования" стал выход Администрации города из состава учредителей газеты в 1996 году. Тогдашний мэр Владимир Портнов прислал трогательное письмо с объяснением причин столь решительного шага: "Умышленно муссируя даже самые незначительные недостатки в деятельности администрации, не видя того положительного, что постоянно делается для жителей города работниками городских служб в подчас невероятно трудных условиях, редакция газеты не заметила, как "вывалилась" из времени, отстала и так и не выросла из коротких диссидентских штанишек". Отдельного упоминания в письме удостоился "тон зубоскальства и ерничества, критиканства и пустословия".
Лишившись расположения мэра, газета, как это ведется в русских селеньях, одновременно потеряла и бюджетное финансирование. Но продолжила выходить благодаря финансовой помощи оставшегося учредителя. За последующие годы издательство и газета совместно реализовали несколько культурных некоммерческих проектов городского масштаба: выпустили поэтический сборник "ЛиТр (Литературный Троицк)" с участием 60 авторов, его 120-минутную аудиоверсию, сборник карикатур местных авторов, создали интернет-сайт "Троицкая виртуальная галерея".
Очередной приступ повышенного внимания к себе со стороны властей (уже новых) газета стала испытывать в 2001 году. Трудно сказать, что было тому причиной. Может, все та же неудачная дата рождения. Может, то, что "Троицкий вариант" единственный из городских СМИ опубликовал заключение Совета Троицкого научного центра (в нем заседают директора всех институтов) на проект Генплана города, подготовленный по заказу администрации. В заключении говорится, что и проект, и уже ведущееся крупномасштабное коммерческое жилищное строительство ставят под угрозу существование Троицка в качестве города науки. Город, построенный для ученых, работающих в нескольких уникальных институтах, фактически превращается в спальный район Москвы. Может, недовольство главы города вызвало опубликованное решение арбитражного суда по сделке, когда он сгоряча продал 12 га федеральной (!) земли в природоохранной зоне. Скандал ввиду вмешательства двух (!) нобелевских лауреатов и ряда деятелей культуры докатился до Путина, а имя нынешнего троицкого мэра Вадима Найденова прогремело в центральной прессе. Да мало ли было "неправильных" публикаций в городской газете, на которые можно было обидеться...
Не в пример предшественнику новый градоначальник действовал "тоньше". Правда, он уже был обогащен практическими рекомендациями устроителей "вертикали". Словом, случился "спор хозяйствующих субъектов". Выразилось это в том, что издательство "Тровант" стали через день проверять пожарники, врачи СЭС, налоговики, милиционеры, прокуроры. А тут как раз договор аренды в конце года закончился, и в помещениях, занимаемых издательством и редакцией более 10 лет, возникла острая общественная необходимость.
С помещениями в маленьком Троицке туго. Все кругом муниципальное. Редкие собственники боятся портить отношения с мэром. Потрепанное форс-мажором издательство еще нашло прибежище за городом, а комнату в городе для редакции найти так и не удалось. Несмотря на обещания поддержки от Совета научного центра и представителей местного бизнеса, в прошлом в основном тех же ученых. "Троицкий вариант" повыходил из "подполья" несколько раз, как на заре своего существования, да и бросил. А физикам и их семьям мэр презентовал свою газету - муниципальную. Кое-кто жалуется: мол, из нее трудно понять, что в городе происходит. Зато раскладывается по всем почтовым ящикам бесплатно и голос ее не диссонирует с голосами кабельного телевидения и местного радио. А знатоки хорового пения утверждают, что в слаженном звучании есть своя прелесть...
С.Феклюнин,
"Культура" №18-19 (7325), 16 - 22 мая 2002 г.