|
Круглый стол "Как
наполнить бюджет города?
-- Нужен
ли бизнес?
Т.М.Исаева:
-- Вопросов нет -- бизнес нужен.
Особенно сейчас, когда у нас
такая плохая наполняемость
бюджета. Если в прошлом году за
9 месяцев мы собрали 103 миллиона
рублей налогов в город, то
сегодня только 77. А ведь город
растёт, по-хорошему мы бы
должны были собрать не 103
миллиона, а 113: плюс инфляция,
плюс рост какой-то. А мы собрали
на 25% меньше. Конечно, здесь не
всё зависит от города:
поменялись нормативы, большая
часть налогов пошла в
областной и федеральный
бюджеты. Но тем не менее, мы же
должны искать дополнительные
доходы, а получить их можно
только от наших предприятий.
Нам не нужны большие цифры
регистрируемых предприятий,
нам нужны реально работающие
предприятия. Недавно
Администрация попросила нас
представить данные о
зарегистрированных
предприятиях, чтобы отчитаться
перед областью о том, что мы
делаем для пополнения бюджета.
Мы представили: за 9 месяцев
этого года налоговая инспекция
поставила на учёт 182 новых
предприятия, из которых только
24 (13%) осуществляют платежи в
бюджет. Сколько налогов мы с
них собрали? 416 тысяч во все три
бюджета! В местный бюджет
пришло всего навсего 53 тысячи.
Казалось бы, красивые цифры -- 182
предприятия, а налогов-то нет. А
ведь по этим цифрам нам в
области рассчитывают
показатели.
-- А почему нет налогов?
Может, идёт становление
предприятий, налоги появятся
на второй год?
-- Посмотрим. Но практика
показывает, что стабильно
работающих предприятий в
городе -- 500, а зарегистрировано
-- 4000. Из них сдают отчёты -- 1000,
из этой тысячи 350 сдают нулевые
отчёты, а 164 -- убыточные. Вот
этим 500 предприятиям надо
создать условия, чтобы они
работали.
Второй момент. Город строится,
кругом -- строительные площадки,
это же огромные объёмы работ,
огромный фонд зарплаты. А кто
строит? Иногородние.
Подоходный налог уходит в
другие города. Налог с продаж
тоже идёт мимо бюджета Троицка,
т.к. сделки совершаются в
Москве.
В.В.Сиднев:
-- Давайте ориентировочно
оценим, сколько теряет город на
налоге с продаж. Себестоимость
дома 1,5 миллиона долларов,
стоимость квартир примерно в 2
раза больше. Налог с продаж -- 5%
-- 150 тысяч долларов, или 4,5
миллиона рублей. Такая сумма
могла бы прийти в бюджет с
каждого дома. А от
строительства ничего сейчас в
бюджет не идёт?
Т.М.Исаева:
-- Ничего абсолютно.
В.Е.Христенко:
-- Мы говорим о малом бизнесе
или вообще?
Т.М.Исаева:
-- О том, как наполнить бюджет.
Сегодня предприятие малое, а
завтра, если его поддержать,
оно может и крупным стать. Я не
вижу особой разницы: это бизнес
в городе.
В.Е.Христенко:
-- Надо ли развивать малый
бизнес -- вопрос риторический.
Конечно, надо. Сейчас в каждом
городе Московской области
создаётся паспорт поддержки
малого предпринимательства. Мы
обратились за информацией о
том, сколько у нас малых
предприятий, предпринимателей
без образования юридического
лица, сколько они платят
налогов, в налоговую инспекцию.
К сожалению, Татьяна Матвеевна
сказала, что эту информацию она
не может дать, т.к. эта
информация закрытая. Мы
надеемся получить её в отделе
статистики. Трудно определить
тенденции в работе малых
предпринимателей, не имея этих
данных.
Есть такой показатель, как
количество предприятий на 1000
жителей. В Европе это -- 40-50, у
нас, по данным отдела
статистики, -- 6,55, по Московской
области оно колеблется от 5 до 7.
Поэтому, конечно же, надо
развивать предпринимательство.
И ещё такие цифры: сейчас
Москва выделяет на поддержку
малого предпринимательства 1
миллиард рублей, при том, что
Московская область выделяет 35
миллионов, а Российская
Федерация -- 90 миллионов. Москва
поняла, что
предпринимательство -- очень
важный элемент становления
экономики. Собственно, и
Германия, и Япония встали на
ноги после войны благодаря
тому, что перераспределили
часть производства от крупных
предприятий малым.
-- Можете сказать, как
конкретно осуществляется
поддержка, куда идут эти деньги?
-- Есть программы поддержки
малого предпринимательства. К
сожалению, у меня их нет с собой.
Всё это расписано. Причём на
сегодняшний день в области
атмосфера поддержки
предпринимательства намного
лучше, чем раньше. Сейчас
создан отдельный комитет по
поддержке малого
предпринимательства во главе с
Р.О.Вишневским. Как раз сегодня
будет проведено собрание в
Галицыно, собирают всех глав
Администраций, всех
ответственных за эту работу в
муниципальных образованиях,
тематика -- поддержка малого
предпринимательства. Раньше
ничего на таком уровне не
проводилось. Не хочу сказать,
что в Троицке всё сделано в
этом плане, далеко ещё не всё,
но первые шаги сделаны: создан
Фонд, мы выиграли областной
конкурс, получили 147 тысяч
рублей на создание
инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства, на
закупку компьютера,
оборудования, мебели. Это
минимальные условия для того,
чтобы начать работать. У нас
тесные отношения с областными
Фондом и комитетом,
рассматривается несколько
интересных вопросов, которые
можно было бы реализовать при
поддержке Администрации и
общественности. Что касается
общественности, сейчас
создаётся общественная палата
при губернаторе Московской
области, создаётся в городе
объединение общественных
организаций. Поддержка малого
предпринимательства как
инструмента улучшения
экономической ситуации со
стороны общественных
организаций, общественного
мнения -- это очень важная вещь.
В.В.Сиднев:
-- Я бы ответил на вопрос, нужно
ли предпринимательство или не
нужно. Мы как-то сразу пошли в
сторону бюджета, т.е. в сторону
отчислений от
предпринимательства. Это,
безусловно, важно. Но прежде
чем говорить об этом, надо
сказать, что
предпринимательство создаёт
рабочие места. Ведь задача
либеральной экономики состоит
в том, чтобы дать тем, кто в
состоянии сделать это сам,
заработать самим, обеспечить
себя. Если они зарабатывают,
если себя обеспечивают, тогда
есть отчисления в бюджет, есть
деньги на образование,
здравоохранение, социальную
защиту, оборону. Поэтому задача
поддержки предпринимательства
состоит в том, чтобы дать
создать рабочие места, дать
людям заработать. Я всегда
вспоминаю один и тот же пример,
который я вычитал в книге ???Якукки.
Нас учили, что Форд совершил
революцию в промышленности
Америки тем, что он изобрёл
конвейер, увеличил
эксплуатацию, свои прибыли,
стал одним из самых богатых
людей современности. Это
советский взгляд на Форда.
Американцы считают, что Форд
сделал следующее: он начал
платить своим рабочим такую
зарплату, что они могли купить
автомобиль, который сами
собирали. В результате
автомобиль перестал быть
роскошью, люди стали покупать
автомобили, начался подъём
автомобильной промышленности
в стране, которая вытащила из
депрессии всю американскую
экономику. Господа капиталисты
поняли, что нельзя много
продать, если человек много не
зарабатывает. Вспомните 11
сентября: трагедия в Америке,
первое выступление мэра Нью-Йорка
Джулиани. Он говорит: идите в
ресторан, в магазин, идите в
кино, покупайте машины, тратьте
деньги, потому что только если
вы тратите деньги, экономика
живёт.
С этой точки зрения, какая
проблема у Троицка? Мы были
наукоградом, у нас
колоссальный резерв
уникальных научных кадров.
Нравится нам-не нравится, но
все люди, занятые раньше в
науке, сегодня не могут быть в
ней заняты. Сейчас нет у
государства столько денег, а
может, и не надо столько денег,
ведь раньше каждый 5-й учёный
был советский. Короче, часть
людей из науки сегодня в науке
не работает. Рабочих мест в
Троицке для них не создаётся,
эти люди работают в Москве. Они
там же и платят налоги. Троицк
становится спальным районом.
Но в отличие от какого-нибудь
Северного Бутова Троицк не
сможет просуществовать как
спальный район. Потому что
Северное Бутово финансируется
из бюджета Москвы, а мы из этого
бюджета ничего не получим. Наши
люди, работающие в Москве,
заплатят в бюджет Москвы,
Москва даст денег на поддержку
своего малого бизнеса, а как
будет выживать Троицк? Поэтому
для нас на первом месте стоит
создание возможностей для тех,
кто в состоянии заработать сам.
Государство не может и не
должно заботиться обо всех. Оно
должно заботиться только о тех,
кто не может позаботиться о
себе сам. А другим оно должно
дать возможность заработать,
не мешать им.
В.Д.Лаптев:
-- Я тоже знал этот пример с
Фордом, и меня поражал именно
тот факт, что достаточно даже
на своём предприятии начать
платить и с этого, как лавина,
начинает нарастать. Он же не
всем в стране стал платить
большую зарплату. Но начав
платить только своим рабочим,
он вызвал лавину, благодаря
которой вся экономика начала
развиваться. Меня удивлял
именно этот момент.
Я хотел бы стратегически
высказаться сразу. Существует
как бы разный бизнес. Как
человек науки, я хотел бы
сказать следующее... Ну, может,
вспомним такую восточную
мудрость. Все люди хотят чему-нибудь
научиться. Глупый человек
начинает развивать в себе те
способности, которых у него нет,
а умный развивает те, что есть.
Если ты стайер, не пытайся
бегать стометровку. Наша
палочка-выручалочка всё же в
том, что у нас 10 научных
институтов. Безусловно, город
должен иметь все виды бизнеса --
от торговли до транспорта и т.д.,
но стержневым, на мой взгляд,
должен быть научно-технический
бизнес, базирующийся вокруг
наших физических институтов. В
этом направлении мы можем
сделать что-то удивительное.
Здесь наши способности, и эти
способности мы должны
развивать. В этом направлении
мы можем достичь результатов
лучших в мире. Мы не сможем
производить водку лучше, чем
это делают в Черноголовке, а в
направлении наших научно-технических
разработок мы можем сделать
прорыв. В этом смысле,
безусловно, надо поддерживать
бизнес, все виды бизнеса, но
самый главный вид бизнеса --
научно-технический.
Есть проекты, которые сидят в
институтах. Из этих проектов
должны возникнуть малые
предприятия. Мы все вместе
должны вырастить их, может,
сначала дать налоговые льготы,
чтобы потом они наполнили наш
городской бюджет. Собственно,
всё это в программе наукограда
записано и вам известно.
В.Е.Христенко:
-- Многие из присутствующих
знают, как работал наш Союз
предпринимателей. Приходим к
предпринимателям, говорим о
поддержке, об участии, нам
отвечают: не надо нам помогать,
не мешайте.
-- Но это правильное
отношение!..
-- Я думаю, одна из целей этого
круглого стола -- сказать
предпринимателям, что им надо
думать о воспроизводстве
малого предпринимательства. Т.е.
развился сам -- помоги другому.
Может, деньгами, может,
информацией. Сейчас мы в Фонде
пытаемся создать
инвестиционный атлас города.
Приглашаем всех
предпринимателей сделать свою
страничку в этом атласе --
фотография, информация о
предприятии, информация о том,
что они хотят сделать. С
приходом губернатора Громова
очень много инвесторов
пытается найти применение
своим деньгам в Подмосковье.
Причём наш город считается
одним из самых инвестиционно
привлекательных. Мы подали 4
проекта на областной конкурс, и
все они конкурсной комиссией
признаны весьма
перспективными. Это -- проект
Резникова "Лазерная
обработка цилиндров
двигателей внутреннего
сгорания", проект Сакович
"Производство тестов на
основе изотопа углерода для
определения заболеваний
желудочно-кишечного тракта",
проект по мобильным газовым
заправкам для автомобилей и
ещё один.
К сожалению, мы столкнулись с
тем, что авторы неохотно
участвуют в мероприятиях по
продвижению своих проектов.
Сейчас приглашаем всех принять
участие в выставке на ВВЦ,
которую проводит
Администрация области.
Стоимость метра площади -- 120
долларов, 100 оплачивает
областное правительство, 20
должны оплатить участники.
Никто не хочет участвовать. Нам
приходится просить
Администрацию города оплатить
стенд, чтобы город хоть как-то
был представлен.
В.Д.Лаптев:
-- Я могу это прокомментировать.
3 года назад, когда началась
работа над программой
наукограда, авторы проектов
очень активно в неё включились,
проводили много времени в моём
кабинете, приносили бизнес-планы
проектов. Это же всё усилия, а
дело тянется, статус
наукограда не получаем. Сейчас
создаётся областная программа,
аналогичная федеральной. Я всё
что можно представил в
областную программу. В трёх
проектах из десяти наш город --
головной: экстремальная
медицина, лучевая терапия,
очистка воды. И в других
проектах мы тоже участвуем. Но
люди перестают верить. Потому
что все эти программы пока
ничего не принесли. Мне уже
говорят: ну какой смысл.
Выставки проходят по 5 раз в
месяц. Люди не хотят в них
участвовать, т.к. нет никаких
последствий. Кто-то проводит
эти выставки, чтобы отчитаться,
а людям тяжело в них
участвовать: грузят стенды,
бросают работу, надо стоять
целый день объяснять, а
последствий нет. И сейчас
позиция институтов
однозначная: если где-то надо
хоть рубль платить -- не
участвуем. Если не надо платить
-- Валера, думай сам, если тебе
надо, давай автобус,
организовывай, а вообще уже
хватит. Только если какая-то
выдающаяся выставка, на
которой, например, будет Путин,
только тогда удаётся что-то
сделать. Согласен, что
трудность такая есть и она
нарастает из-за отсутствия
результатов.
А.М.Истратов:
-- Вернусь к первоначальному
вопросу. С момента первого
ухода горожан в бизнес прошло 10-11
лет. Любой бизнес состоит из
трёх составляющих:
экономическая,
административная и фискальная.
При наличии нормальных трёх
этих составляющих бизнес будет
развиваться без всяких
поддержек. Что такое
экономическая составляющая?
Если проект не выгоден, то как
его не поддерживай, сколько
денег не вбухивай, он в любом
случае загнётся. Любой проект
должен быть прежде всего
коммерчески выгоден. Поэтому,
когда Володя говорит по поводу
областной поддержки, моя
позиция на этот счёт известна.
40 миллионов выделяется на
поддержку малого бизнеса, из
них 38 миллионов, если не
ошибаюсь, идёт на зарплату себе
любимым и остаётся
непосредственно в области, во
всех этих многочисленных
комитетах, департаментах,
фондах и отделах на разработку
программ по поддержке малого
бизнеса.
В.Е.Христенко:
-- Это было до того.
А.М.Истратов:
-- Это было в этом году, в
бюджете 2001 года.
Что касается Москвы, сделаю
такое отступление. Мы в 1995 году
как раз через систему
поддержки малого бизнеса в
Москве брали в лизинговой
компании автомобили по лизингу.
Тогда бюджет этой лизинговой
компании составлял 3,5
миллиарда рублей. Как работала
эта система? Правительство
Москвы дало компании эти
деньги. На эти деньги они в
Москве же закупили "Бычки",
которые они по лизингу отдают в
Москву и Подмосковье. Т.е.
деньги из фонда поддержки
никуда не уходят, они идут по
кругу. Никому ничего не
давалось. Хочешь купить
оборудование по лизингу --
найди завод в Москве, который
производит это оборудование, т.е.
эти деньги ходили внутри. В
области такого нет.
Итак, первый момент --
экономическая составляющая.
Без неё поддерживай-не
поддерживай... Если предприятие
доход даёт, вступают в действие
две остальные составляющие.
Первая -- административная. Это
не только местная
Администрация, это весь
комплекс законодательной базы,
существующей в данном регионе.
Сейчас в вашей газете
говорится: бизнесу приходит
труба, этих выгоняют, на этих
наезд и т.д. Я хотел бы
вернуться в историю. 5 лет назад
фирма "Атро" обратилась в
местную Думу с просьбой
приблизить нашу арендную плату
за землю к плате муниципальных
предприятий. Мы единственные,
кто тогда арендовал торговые
площади у города, платили в 100
раз больше, чем муниципалы.
Дума единогласно
проголосовала, чтобы оставить
коэффициент 100. Т.е. единых
правил для "своих" и "чужих"
не было. Если интересно, могу
перечислить тех, кто голосовал
единогласно: Бланк, Бобылёв,
Васелёнок, Воробьёва, Компанец.
Т.е. основа той ситуации,
которая сейчас складывается с
ними, была заложена тогда ещё, 5
лет назад. С тех времён был
заложен персональный подход к
каждому предприятию. Поэтому, с
этой точки зрения, как мы
считаем, административный
ресурс никак не изменился.
Та атмосфера, которая была 5 лет
назад, остаётся и сейчас.
Субъективный элемент подхода к
каждому субъекту бизнеса
присутствует в городе. Кто-то
тихо уходит из города, кто-то
начинает выносить на всеобщее
обсуждение. Это --
административный ресурс. Если
предприятие готово работать в
городе, но у него слабое
обеспечение административного
ресурса, оно никогда в жизни не
будет здесь работать.
Третий момент -- фискальная
составляющая, в которую входит
много позиций: налоговая
инспекция, налоговая полиция,
СЭС, милиция, торгинспекция.
Причём тоже ничего не
изменилось за последнее время.
Любой участковый инспектор
может залезть в документы, в
которых он ничего не понимает и
которые ему вообще показывать
нельзя. Несмотря на то, что
законом введена норма, что
каждый проверяющий должен
оставлять запись в книге
проверок, это никем не
выполняется, в т.ч. налоговой
инспекцией. Органы
контролирующие -- налоговая
инспекция и налоговая полиция
-- превращаются в органы
карательные. Далеко за
примерами ходить не надо:
сколько предприятий у нас
просто брошено.
В результате бухгалтерских
ошибок у предприятий
образуются такие недоимки, что
выплатить их они не в состоянии.
Предприятие проще бросить.
Отсюда и такая статистика, что
зарегистрировано 5000
предприятий, работает 1000, а
платит налоги 500. То же самое и в
других местах. Мы работали с 6-й
налоговой инспекцией по Москве:
26000 предприятий, 13000 сдают
балансы, 13000 предприятий нет...
В.В.Сиднев:
-- Это 50%, а у нас -- 20%.
А.М.Истратов:
-- Я считаю, что если у нас в
городе зарегистрировалось 200
предприятий и хотя бы 10
принесли какие-то налоги, это
тоже нормально. Пока у нас
законодательство позволяет
делать фирмы-однодневки, мы не
сможем это запретить. Что у нас
благоприятный климат для
создания предприятий, никто не
спорит. У нас предприятие
создаётся за 5 дней и за 100
долларов, в Москве этот процесс
сложней и стоит около 500
долларов.
Когда три составляющие --
экономическая,
административная и фискальная
-- у нас работают, бизнес сам
пойдёт. Сколько у нас
предприятий ушло из города из-за
того, что их не устраивала 2-я
или 3-я составляющая. Сколько бы
пришло в город? Иногда не
устраивает и 1-я составляющая,
потому что у нас город
специфический, маленький, и
предприятию нужно будет
выходить за пределы города.
Потому что бюджет населения --
постоянная величина, и мы
только можем перегонять его с
одного предприятия на другое.
Допустим, по торговле. Есть 10000
семей. У каждой семьи есть
определённый бюджет, который
она тратит на питание. Мы хоть
500 магазинов откроем, только
размажем эти деньги.
В.В.Сиднев:
-- Те, кто работает в Москве,
оставят деньги в Москве, в т.ч. и
те деньги, что тратят на
продукты.
А.М.Истратов:
-- Парадокс нашей торговли, с
которым мы столкнулись ещё 5
лет назад: вроде бы чем больше
магазинов, тем выше
конкуренция, тем ниже должны
быть цены. Но происходит
совершенно наоборот: издержки
магазина остаются на прежнем
уровне, а реализация падает.
Значит, идёт повышение цен.
Это что касается малого
бизнеса. У нас есть и крупный
бизнес. Допустим, по поводу
строительства. Если
предприятие имеет имущество на
другой территории и там
созданы рабочие места на срок
больше 1 месяца, значит налог на
имущество это предприятие
должно платить по месту
нахождения имущества.
Строители работают более
месяца, надо посмотреть,
возникает ли у них налог на
имущество.
Т.М.Исаева:
-- У них ещё нет имущества. Они
платят только налог на землю.
Если они регистрируются, то все
полагающиеся налоги платят.
Единственная беда, что мы,
налоговики, не знаем о том, что
заключён договор.
Администрация и Комитет по
управлению имуществом нас не
информируют о заключении
договоров на строительство,
нам приходится самим
отлавливать эти предприятия.
Администрация должна при
заключении договора со
строительной фирмой ставить
условие, что она сразу должна
встать на учёт в налоговую
инспекцию.
А.М.Истратов:
-- Вот и получается, что свои
оказываются в худшем положении.
Мы всегда рядом, нас можно
быстро найти.
С.Д.Скорбун:
-- По поводу выступления Андрея.
Что касается административной
составляющей, её можно
сформулировать следующим
образом: решения, которые
принимаются, должны иметь
некое экономическое
обосновании. Например, если
повышается аренда, то должен
быть представлен расчет,
насколько от этого увеличится
бюджет, и какие возможны потери
из-за того, что могут упасть
обороты или кто-то уйдёт из
города. Этот расчет должен быть
после проверен: ожидалось вот
это, а получилось это.
Правильно или нет приняли
решение. И только тогда
появится ответственность за
принятое решение. А так
получаются действия типа:
какую-то текущую дырку закрыть
или кого-то придавить, т.е. тот
самый персонифицированный
бизнес, а не общие правила игры.
В.В.Сиднев:
-- Можно я отвечу Андрею и на
реплику Татьяны Матвеевны?
Конкретный пример. Есть ОАО "Электросвязь",
которое какие-то налоги в
городе платит. Это бывшее
государственное предприятие,
которое получило в
собственность то, что строили
троицкие институты. Сегодня
они никого не пускают в свои
коммуникации. Я с удивлением
узнал, что наша маленькая
компания "Троицк-Телеком"
показывает объем услуг связи
на территории Троицка в 3 раза
больше, чем Подольский узел
электросвязи. У нас 1000
абонентов, у них -- 10 000.
Соответственно с этих сумм
идут налоги. Кроме того у нас 40
рабочих мест, из них 20 -- это
инвалиды, которые раньше не
могли найти себе в городе
работу. Сейчас многие с пенсии
по инвалидности переходят на
пенсию по старости, т.е. они в
состоянии себе заработать. А
это первая функция бизнеса.
Т.М.Исаева:
-- А дело в том, что "Электросвязь"
пересчитывает доход на
численность работников. А в
Троицке у них числится всего
человек 10. Вы подали хорошую
мысль, надо не по проценту
численности брать налоги, а
пропорционально числу номеров
и, соответственно, оборота. Но
это должно быть решено в
законодательном порядке.
В.В.Сиднев:
-- Что касается второй
составляющей, о которой
говорили Сергей и Андрей,
давайте назовем вещи своими
именами. Когда говорится, что к
разным бизнесам относятся по-разному,
это называется коррупцией.
Неважно, берутся за это деньги
или нет. Конечно, это не
относится к случаям, когда
льготы предусмотрены в
законодательстве или на уровне
города. Речь идет о случаях,
когда чиновник принимает такие
решения самостоятельно.
Основная проблема с бизнесом, в
том числе и в Троицке, -- это
коррупция. В чём проблема
коррупции? Иногда говорят, что
проблема в том, что чиновники
много воруют. Меня, честно
говоря, не очень интересует,
сколько они воруют. Проблема
совсем в другом. Если ко мне
относятся не так, как к другому,
то я нахожусь в неравных
условиях. Это означает, что у
нас в бизнесе выигрывают не те,
кто лучше, не те, у кого
издержки меньше и выше
эффективность, а те, у кого с
начальством отношения лучше.
Но они не могут выдержать
конкуренции, например, в Москве,
там ведь другое начальство. Это
вообще проблема российского
бизнеса. Выходя на
международную арену,
российский бизнес оказывается
неконкурентоспособным. Это они
здесь короли, т.к. с
правительством у них
специальные отношения, за счет
того, что "Сибнефть"
налогов не платит или ещё
почему-то. А там-то они никто.
Иными словами, талантливые
удушиваются. Вот это и есть
основная проблема коррупции,
особенно когда
административный ресурс
начинает использоваться не то
что в помощь, а для удушения
неугодных по совершенно
конкретным поводам. Как заявил
наш замечательный помощник
вице-губернатора господин Олег
Безниско на заседании
Президиума научного центра:
"В городе идёт зачистка тех,
кто занял неправильную позицию
на выборах мэра". Т.е.
конкретные действия против
конкретных предприятий
связаны с тем, что их
руководители заняли
неправильную позицию на
выборах. О какой поддержке
бизнеса можно говорить в этой
ситуации?
И еще один вопрос, о котором
хочется сказать. Помните, Сорос
выделял на поддержку Интернета
в российских университетах 100
миллионов долларов, но при
условии, что такая же сумма
будет вложена со стороны
государства? Это совершенно
правильный подход. Если мы
здесь, на местном уровне, не
хотим выделить ни копейки на
поддержку местного бизнеса,
всё время ждём из области, из
федерации, то и они не дадут.
Если мы считаем, что бизнес
надо поддерживать, давайте
отсюда начнем, из этого
помещения Совета депутатов.
При принятии бюджета этого
года Совет депутатов, чтобы не
включать деньги на поддержку
малого бизнеса, специально
внёс изменение в городское
Положение о поддержке малого
предпринимательства. Мы долго
бились в 1997 году, чтобы это
Положение было принято. Там
было битым текстом записано,
что в бюджете должны быть
средства на поддержку малого
бизнеса в размере 0,5%
собственных доходов бюджета.
Эту норму нынешний Совет
депутатов по инициативе
Администрации на этот год
отменил. Если мы сами не хотим
ничего сделать, почему мы
рассчитываем, что придёт дядя и
что-то нам сделает?
С.Д.Скорбун:
-- Когда заходит речь о
поддержке бизнеса, почему-то
всегда считается, что
предприятия просят денег или
каких-то материальных благ. Но
даже те 0,5% по большому счёту --
не деньги для серьёзного
бизнеса. Но можно сделать такую
вещь, как кадастр
муниципальных помещений...
Чтобы предприниматель мог
прийти в КУИ и ознакомиться с
базой данных по всем имеющимся
в городе помещениям, узнать,
сколько стоит то или иное
помещение. Чтобы прикинуть для
себя: "Могу ли я на что-то
рассчитывать?" А ситуация
сейчас такова, что
председатель КУИ говорит
потенциальным арендаторам:
если найдёте где-то комнатку,
мы вам её сдадим.
И ещё. Позиция Администрации,
которая проскальзывает в
выступлениях её руководителей:
в город должны прийти "эффективные
собственники", мы будем
поднимать арендную плату до
тех пор, пока те, кто сейчас
работает, не смогут платить и
не покинут помещения, а на их
место придут те, кто платить
сможет. Но городу-то важно,
чтобы в этих помещениях
реально работали. Что толку с
того, что какая-то крупная
московская фирма снимет в
Троицке помещение и будет
неизвестно как его
использовать? Для неё арендная
плата будет небольшой, но на
этом месте пропадёт бизнес,
который обеспечивал горожан
рабочими местами и давал
налоги в бюджет,
несопоставимые с арендной
платой. Я говорю о том, что все
решения должны просчитываться.
Т.М.Исаева:
-- Андрей Михайлович сказал, что
много предприятий у нас ушло.
Это правда. Во-первых,
изменилось налоговое
законодательство. Все наши
крупные предприятия реально
работают в Москве. Например,
"Сантехкомплект". У них
офис в Москве, склады в Москве,
магазины в Москве. Здесь у них
был только юридический адрес.
Такие хорошие, законопослушные
предприятия не могут больше
прятаться, они хотят открыто
работать и не хотят
конфликтовать со своей
московской властью. Они уходят
в Москву. Сейчас ещё несколько
таких фирм в Троицке осталось,
но их просто ещё не достали. А
многие фирмы до сих пор не
могут здесь получить помещения.
Сколько лет я уже говорю: дайте
помещение фирме "Линда"
под магазин. Ведь уйдёт фирма,
которая обеспечивает почти 3%
поступлений в бюджет. В "Линду"
звонят заказчики, спрашивают,
где можно посмотреть образцы, а
у них в городе нет ни малейшей
комнатки. А вместе с "Линдой"
уйдёт штук 7 дочерних
предприятий.
В.В.Сиднев:
-- Это случай вообще
удивительный. Руководитель
этой известной на всю страну
фирмы живёт у нас, а помещения
за много лет получить не может.
С.Д.Скорбун:
-- К вопросу нехватки помещений.
В своё время первый
демократический Совет
принимал решение, которое,
скорее всего, не отменено до
сих пор. О том, что все
строящиеся в городе дома выше 14
этажей должны иметь внизу
встроенные помещения. Сейчас
все новые дома строятся без
этих помещений. Земля
расходуется, а офисов в городе
не хватает.
Т.М.Исаева:
-- Были технические условия,
которые всегда выставляет
городская власть. Но сегодня
Администрация таких
технических условий не ставит.
С.Д.Скорбун:
-- Это к тому, что есть разные
возможности развивать бизнес в
городе, в т.ч. и такие, которые
не требуют вложения денег.
А.М.Истратов:
-- Тут говорили, что надо
просчитывать экономические
последствия. Что КУИ не имеет
реестра помещений. Это --
следствия. Главная причина в
том, что у нас нет как таковой
экономической политики в
городе. В принципе. Нет и
никогда не было. Нет ни одного
экономиста, который мог бы всё
просчитать. Экономический
отдел есть, но больше
занимается статистикой,
подсчётом потребительской
корзины, а стратегического
экономического планирования у
нас нет. Чем предприниматель
отличается от чиновника?
Предприниматель прежде чем что-то
сделать, просчитает, во сколько
это ему станет и сколько он с
этого поимеет. А чиновник
принимает решение исходя из
того, как это ему на данный
момент всё представляется, без
экономических расчётов. У нас
нет расчётов экономической
эффективности привлекаемого
бизнеса. По той же торговле
видно: у нас магазин строится
не там, где это экономически
выгодно, а где есть место.
Получается, что у нас на одном
месте 10 магазинов, а есть места,
где пива не купишь. В 80-е годы мы
ездили заправляться в Москву, а
сегодня Троицк -- столица
бензозаправок, 6 заправок на 2
километра.
В.В.Сиднев:
-- Кстати, от них деньги в бюджет
города поступают?
Т.М.Исаева:
-- Это всё структурные
подразделения, там всё туманно.
И.В.Крячкова:
-- Хотелось бы вставить
несколько реплик. Относительно
домов без встроенных помещений
или со встроенными помещениями,
не принадлежащими
муниципалитету. Такие вещи
происходят потому, что у нас
той доли или той стоимости, на
которую договариваются с
инвестором, не хватает на
стоимость этих помещений. Мы,
как правило, берём квартиры,
которые, как я надеюсь, идут в
наш жилой фонд. Как выбираются
проекты, я не знаю. Думаю, там
тоже есть свои тонкости, я не в
курсе.
Что касается новых арендаторов.
Когда к нам приходит человек и
говорит, что он хотел бы снять
помещение под офис или магазин,
по внешнему виду, по уставу не
всегда можно определить,
насколько он будет эффективно
работать. Поэтому вероятность
того, что мы ошибёмся, есть. Но и
не дать свободное помещение
тоже неправильно. Помещений
свободных у нас сегодня нет.
Что касается договоров аренды.
Мы уже встречались пару раз с
налоговой инспекцией. От них
поступило предложение давать
списки заключённых договоров
ежеквартально, что КУИ и делает.
Хотя это неудобно, мы не можем
разглашать все условия
договоров.
Что касается регистрации
предприятий. Запретить
регистрироваться новым
предприятиям мы не можем.
Каждый желающий имеет право, и
мы должны это право обеспечить.
Если люди не дорабатывают до
прибыльного предприятия, в
этом нашей вины нет.
Т.М.Исаева:
-- Я слышала, что наш консервный
завод закрывается. Это
действительно так?
И.В.Крячкова:
-- У завода есть договор аренды
на 5 лет. Помещение
овощехранилища, где арендует
площади консервный завод,
вошло в городскую программу
приватизации и выставлено на
торги. Будет ли новый
собственник продлевать
договор аренды с консервным
заводом, это зависит от их
отношений. Когда-то на
Сиреневом был овощной магазин,
сейчас там -- кафе-бильярдная.
Всё течёт, всё меняется. Я
понимаю, что иногда это может
кому-то не нравиться, но это
объективный процесс.
Т.М.Исаева:
-- А что, обязательно было
выставлять овощебазу на торги?
Это же ваше право. Сегодня
завод начал работать, может,
надо повременить?
И.В.Крячкова:
-- Я вообще удивлена наличию
подобной муниципальной
собственности в Троицке. В
других городах все подобные
объекты давно приватизированы.
В принципе ничего зазорного
нет в том, что мы выставляем
объекты на торги. Инициатором
был сам консервный завод,
который хотел выкупить данное
помещение. А отчуждение по
закону происходит только путём
продажи с торгов. Когда же дело
дошло до торгов, заявки от
консервного завода не
поступило.
В.В.Сиднев:
-- Когда мы принимали решение на
Совете, мы пригласили обоих
арендаторов овощебазы и оба
арендатора сказали, что они
согласны с торгами. Видимо, они
рассчитывали стать
собственниками своих
помещений. А дальше КУИ
проводит торги, и сказать
арендаторам, что именно они
станут собственниками, КУИ не
может.
Т.М.Исаева:
-- Ещё один вопрос. Правда ли,
что 25 торговых точек в городе
закрываются?
И.В.Крячкова:
-- На этот вопрос должен
отвечать В.А.Макаров (зам. главы
города. -- Прим. ред.), который
курирует торговлю. Моя точка
зрения: там не всё получится, т.к.
деятельность предприятий
прекращают вы все знаете какие
органы.
В.В.Сиднев:
-- Там просто есть решение
Градостроительного совета...
И.В.Крячкова:
-- Я думаю, всё будет сводиться к
улучшению внешнего вида этих
торговых точек. Чаще всего это
палатки, которые портят облик
города. Многие из владельцев
этих точек пока не смогли
представить документов о своём
праве собственности на эти
палатки. Администрация пока
думает: компенсировать
хозяевам потери от закрытия
точек или просто убрать их как
бесхозное имущество. С каждой
отдельной точкой работают
отдельно.
Т.М.Исаева:
-- С одной стороны, говорим о
поддержке малого бизнеса, а с
другой -- закрываем. Круглый
стол -- это хорошо, но я считаю,
что должен быть какой-то Совет
предпринимателей, вокруг
которого что-то такое слепить.
Может быть, за одним столом
должны сидеть директора
институтов, люди от
Администрации, депутаты, все
ветви власти. Только тогда
можно городские проблемы
решать.
-- Наверное,
Градостроительный совет и мог
бы стать таким органом, если
повысить его статус, включить
туда представителей
институтов, Совета депутатов.
Кому ещё определять стратегию
развития города?
А.М.Истратов:
-- Я основную проблему вижу в
отсутствии экономической
политики по любому направлению.
Взять тот же консервный завод.
Какие минусы у нас от того, что
муниципальное имущество в
аренде? Выпадает налог на
имущество. Если предприятие
становится собственником,
налог на имущество идёт в город.
Величина налога определяется
на федеральном уровне.
Арендная плата рассчитывается
по городскому Положению,
которое то и дело меняется для
отдельных видов деятельности,
иногда -- под вполне
конкретного арендатора.
Продажа муниципального
имущества в собственность
позволяет ускорить процесс
оценки помещений, их
госрегистрации, т.е. позволит
быстрее навести порядок.
Дальше. Только собственник
может эффективно управлять
имуществом. Сейчас есть
предприятия, которые платят
арендную плату за все
помещения, но часть из них не
используют. Мне кажется, если
бы сейчас вся муниципальная
площадь эффективно
использовалась, у нас бы
вопроса нехватки помещений не
возникало.
С.Д.Скорбун:
-- Приведу модельный пример,
чтобы показать, как всё это
будет. Фирма купит овощебазу.
Собственник сдаст её кому-то
под склад. Никаких оборотов,
кроме арендной платы, он иметь
не будет. Это не бизнес, просто
склады. В результате город
будет получать от этой базы
только налог на имущество.
А.М.Истратов:
-- Другой модельный пример
навскидку: базу купила фирма,
построила там завод по
производству телевизоров.
Привлекла на работу 500 человек,
начала выпускать продукцию,
которая пользуется спросом на
мировом рынке. 50% бюджета будет
эта фирма давать.
Т.М.Исаева:
-- С другой стороны, хозяин
тогда крепок и хорош, когда у
него за душой что-то есть. Если
сегодня продать всё имущество
города, через 3-5 лет вообще
ничего не будет.
А.М.Истратов:
-- Ну и что?
Т.М.Исаева:
-- Вы же в семье что-то
накапливаете: телевизор,
машина, так же и город должен
строить и накапливать. А этот
вариант продажи... Ну завтра
снизят налог на имущество, и
что? Много у нас собственники
квартир платят? Оценка квартир
старая -- и сумма налога
неправильная, очень маленькая.
А имущество всегда в цене.
Академия наук вначале стала
всё распродавать, а потом
прикинули -- учёные, они не
глупые -- и сегодня ни одного
квадратного метра не продают,
сдают в аренду. И сегодня, если
бы КУИ контактировал бы с
институтами, у города был бы
резерв площадей для аренды.
В.Д.Лаптев:
-- Но арендную плату Академия
наук берёт себе, институтам нет
выгоды от аренды.
Т.М.Исаева:
-- Не важно, в чей карман пойдёт
аренда, главное, чтобы бизнес
работал, платил налоги, были бы
рабочие места для наших людей.
В.Д.Лаптев:
-- Для своих научно-технических
предприятий институты площади
найдут. Здесь резерв есть, я
думаю. А если на территории
появляются какие-то
посторонние люди, институт в
этом совсем не заинтересован.
Т.М.Исаева:
-- Можно придумать, чтобы и
институту было выгодно. Но ведь
наши люди будут заняты и будут
платить налоги.
А.М.Истратов:
-- Я не согласен с подходом, что
город ничего продавать не
должен. Цель Администрации --
обеспечивать
жизнедеятельность города...
В.Д.Лаптев:
-- Не только. Нужно не только,
чтобы город просто жил. Нужно,
чтобы он сохранил в себе то,
ради чего он создавался. В этом
смысле не должно быть
коррупции, но должно быть
лоббирование интересов города.
И Татьяна Матвеевна правильно
говорит, что нельзя всё просто
отдать, чтобы пережить какое-то
время.
А.М.Истратов:
-- Я считаю, что Администрация
выбрана населением для того,
чтобы она обеспечивала
жизнедеятельность города.
Оставляя Администрации какую-то
собственность, которая
напрямую не влияет на
жизнеобеспечение города (эти
встроенные помещения не влияют
ни на водоснабжение, ни на свет,
ни на тепло), тем самым мы даём в
руки Администрации рычаг
коммерции: хотим -- сдадим в
аренду, хотим -- не сдадим. Мы
даём власти функции, которые ей
не свойственны. Как только у
чиновника появляется функция
распределения, возникает, как
Витя говорил, коррупция,
возникает возможность этим
делом манипулировать.
А когда у Администрации только
узкий круг её непосредственных
обязанностей -- обеспечить
жизнь города, чем она будет
торговать?
В.Д.Лаптев:
-- Я с Вами не согласен.
Обязанность Администрации,
кроме того, что Вы сказали,
сохранить город как научный
центр. Мы можем взять на
примере всей России. Торгуй
нефтью -- и всё. Это самое
выгодное, зачем там какая-то
фундаментальная наука. У
города, как такового, есть
интересы более высокие, чем
просто организация
либеральной экономики, и они
совпадают с интересами России:
сохранить город не просто как
место, где хорошо развился
бизнес, а как научный центр.
Да, это может накладывать некие
ограничения. Коррупции не
должно быть, но
оркестрирование процесса по
правилам, которые выработали
Совет депутатов, Совет
научного центра, должно быть.
А.М.Истратов:
-- Тогда ответьте мне, как
влияет на сохранение научного
потенциала Троицка такая
дилемма: я арендую имущество
или оно у меня в собственности?
Каким краем это касается
наукограда?
В.В.Сиднев:
-- Можно я вклинюсь? Хорошо, что
есть дискуссия. Я хочу сказать
одну простую вещь: проблемы
есть и их надо обсуждать. И
Андрей, и Татьяна Матвеевна
согласились, что в городе
сегодня нет политики не то что
развития малого бизнеса,
вообще политики развития
города нет. Ответ на твой
вопрос, который на самом деле
совмещает две ваши точки
зрения, -- сегодня доходы Индии
по оффшорному
программированию сравнимы с
доходами России от экспорта
нефти.
В.Д.Лаптев:
-- Вот это -- наша ниша.
В.В.Сиднев:
-- Согласен. Это то место,
которое Троицк может занять.
Если будет нормальная,
грамотная политика. У нас что
происходит? Посмотрите,
сколько раз Путин встречался с
предпринимателями. Раз в
полгода -- точно. Наш мэр
встретился с
предпринимателями один раз за 5
лет. И то для того, чтобы
сказать, что предприниматели
должны по 1000 рублей в месяц
платить на содержание охраны в
подъездах. При этом на
заседание Совета он тоже
пришёл всего один раз за год. По
нашей просьбе, на 5 минут. На
самом деле, существует Совет.
Одним из первых распоряжений
мэра был создан Совет по
поддержке малого бизнеса, в
который много уважаемых людей
записано. Только я не помню,
чтобы он собрался хоть раз. То,
что мы сегодня собрались, то,
что мы сегодня говорим на эту
тему, то, что сегодня есть
разные точки зрения, -- это
нормально. Такой диалог должен
быть. Так же, как по Генплану, по
наукограду. Вообще, это
проблема города -- что в городе
нет диалога. Давайте сегодня
начнём такой диалог, давайте
вовлекать в него и другие силы,
чтобы этот диалог был
продолжен и вышел на какие-то
результаты.
С.Д.Скорбун:
-- У меня реплика по выступлению
Ирины Викторовны о встроенных
помещениях. Мол, нет у города
денег и не на что их выкупать.
Но пусть инвесторы строят по
техусловиям и продают, как
продают квартиры. Пусть
продают сами, но помещения-то
будут в городе, и та же "Линда"
сможет купить себе комнату и
сделать там выставку своей
продукции. А пока в городе --
ноль свободных помещений.
Поводу арендной платы. Вы
говорите: приходит человек
арендовать помещение, а мы не
знаем, будет он эффективным
арендатором или нет...
И.В.Крячкова:
-- Наоборот, мы и не смотрим. Мы
же ничего не знаем про нового
арендатора.
С.Д.Скорбун:
-- Это арендатор должен
смотреть варианты и считать,
что ему выгодно, а что -- нет,
может он использовать эти
помещения или нет. И третье.
Вернемся к примеру, который мы
обсуждали. Со ставкой арендной
платы. Арендная плата -- это
изъятие у предприятия
оборотных денег, средств на
развитие. У предприятия
имеется определенная прибыль
на рубль оборотных средств.
Надо оценить, к чему приведет
изъятие (в целом по городу)
денег из оборота при
увеличении арендной платы, и
посчитать, что в результате
получит город. Добавится за
счет увеличения арендных
платежей, или уменьшится из-за
снижения налоговых
поступлений.
Т.М.Исаева:
-- Андрей Михайлович говорит,
что некому считать. Не хотят
считать! Экономисты-то есть.
Задачу такую им не ставят. Надо
поставить задачу считать. В
банке кредит без
экономического обоснования не
дают. Считают, значит, есть кому
считать.
С.Д.Скорбун:
-- В большинстве случаев для
оценки выбора решения и
экономистов не надо. Строится
дом. 10-20% идет в местный бюджет.
Если строит троицкая
организация, эти деньги идут в
бюджет Троицка. А сейчас -- в
Москву. И 30-40 рабочих мест, т.е.
подоходный налог. Вот и
сравнивайте два варианта.
Т.М.Исаева:
-- Вот Вы говорите:
Градостроительный совет
должен... Я была на
Градостроительном совете. Мне
стыдно за этот
Градостроительный совет. Один
начальник Совета -- мэр --
выступает, а остальные члены
совета сидят и молчат. Сегодня
я предлагаю ввести в город 47-50
млн. рублей федеральных
средств на строительство
здания налоговой инспекции.
Федеральных средств! Я не могу
выпросить 0,35 га, кусок земли в
городе. Смешно. Но весь
Градостроительный совет сидит
и молчит. О его составе я и не
говорю. Последнего строителя
просто выбросили оттуда.
-- Надо поднимать авторитет
Градостроительного совета.
Т.М.Исаева:
-- Наверное, там должны быть
академические представители.
Потому что все-таки, я думаю,
основное у нас -- это Научный
центр. Как у нас с наукоградом,
надежда есть?
В.Д.Лаптев:
-- Надежда есть. Есть такое
понятие в физике -- "конфиденц
лэвэл (confidence level)". И с уровнем
достоверности больше 90%. Но
здесь есть и объективные
трудности. Я впервые
столкнулся с тем, что даже
Путину мешают. Путин "за",
а дальше как гробится ситуация.
Первые два города получают
статус наукограда, но не те, у
кого все в порядке -- документы,
экспертные заключения, а
Королев и Дубна. У Королева нет
согласования с Минфином,
экспертная комиссия не
рассмотрела. Но -- юбилей! Дают
по звонку Королеву.
В.Е.Христенко:
-- Сейчас даже фраза такая
появилась, что Королеву, чтобы
получить статус наукограда,
пришлось утопить "Мир".
В.Д.Лаптев:
-- Я в июле провел две недели в
Москве, с Меламедом, это
жксперт. Получаю подпись Хижи.
В июле на столе стоит стопка
документов -- всё, можно
присуждать. Проходит Дубна.
Говорят, позвонил Полтавченко.
Но дают с условием доработки.
Она не до конца "сделана".
Получается, что людям дают "звезды",
но зарплату не дают. А нам
должны были бы дать сразу
полный статус. Ну а дальше
говорят: а вот дали двум,
поживем 5 лет, посмотрим, что
получится. Типичная ситуация,
чтобы затянуть и завалить дело.
Путин говорит: надо. А ему
говорят: мы 5 лет посмотрим.
Т.М.Исаева:
-- Я не совсем согласна, что вы
сами добьетесь. Вы сами по себе,
а город -- сам по себе. Некому
объединнить за одним столом.
Чтобы здесь сидела наука, а с
другой стороны -- городская
власть. Общих дел нет, кроме
выставок. Никто нам не поможет.
Ни в области не помогут, ни в
России. Пока мы сами друг друга
не поддержим, руку друг другу
не подадим.
В.В.Сиднев:
-- Если посмотреть на первый
наукоград Обнинск, то у него
создана огромная нормативная
база на местном уровне. В
Троицке ни одного нормативного
документа по наукограду Совет
депутатов на сегодня не
рассматривал. О чем речь? Если
это состоится завтра и с
федерального бюджета, грубо
говоря, добавится существенная
доля финансирования, вы
уверены, что эти 50 млн. рублей,
на которые Троицк может
рассчитывать, будут нормально
израсходованы?
В.Д.Лаптев:
-- Пока очень ненормально это
распределяется. Пока Минфин
это понимает только как деньги,
которые можно будет "закопать"
-- на обновление коммуникаций и
т.д. И нет денег на развитие
инновационной инфраструктуры,
инновационного процесса. И мы
боремся, чтобы Минфин понял,
что так можно закопать через 5
лет наукоград. Мы говорим: вы
нам дайте не рыбу, а удочку,
чтобы мы могли сами рыбу ловить,
чтобы мы структуру
инновационную создали. Чтобы
можно было поддержать малый
бизнес, поддержать проекты
институтов.
В.В.Сиднев:
-- Но в городе не видно этой
работы. Вы говорите, что она где-то
идет, идёт борьба, а здесь опять
ничего нет.
В.Д.Лаптев:
-- А мы и не встречаемся.
В.В.Сиднев:
-- Я и говорю, что надо.
В.Д.Лаптев:
-- Команда, действительно,
небольшая занимается
получением статуса наукограда.
От институтов участвуют люди,
ну и я этим занимаюсь. Сегодня
происходит следующее.
Встречаются главы городов,
возникла территория научно-технического
развития. Создается по
постановлению областного
правительства областная
программа. Туда входят Троицк,
Черноголовка, Серпухов,
Томилино, Жуковский. Затем
присоединились Пущино,
Протвино, Оболенск. В одном из
этих городов встречаются мэры
по средам. От Троицка я езжу. А
так встречаются главы.
Возникла программа, область на
нее деньги выделит. Идея такая.
Наукоград сам по себе чем плох?
Тот же Троицк? В Троицке мы до
промышленного образца доведем.
Но здесь нет производства.
Значит, если производить что-то,
надо искать, где есть культура
промышленного производства.
Например, Серпухов. Пока
объединяются города чисто
научные, где нет этой культуры,
и чисто производственные, где
нет технологий, но есть
производство.
В.В.Сиднев:
-- Я хотел бы сказать, что за год
работы Совета глава города у
нас был один раз. Это Совет
попросил мэра рассказать, что с
наукоградом, что происходит,
нужно ли участие Совета. Нам
было сказано: всё в порядке, вы
не волнуйтесь. 5 минут -- и все.
Мы говорим, что это будущее
нашего города, но ни одного
вопроса, связанного с
Наукоградом мы так и не
рассмотрели.
В.Д.Лаптев:
-- Конечно, местную нормативную
базу надо создавать заранее. И
в чем вы абсолютно правы, что на
второй день после получения
статуса возникнет масса
проблем. И надо будет создавать
и нормативную базу, и в
налоговую инспекцию придется
бегать.
Т.М.Исаева:
-- Я всем хочу сказать -- и Андрею
Михайловичу, и Комитету по
имуществу, и Совету. Все
обращаются в налоговую с
просьбой дать сведения. Да, у
нас есть данные. Но мы их
формируем не для вас. У нас свои
программы формирования
выходных форм, а вы
запрашиваете совершенно
нестандартные сведения. Нам
надо залезать в стандартную
программу и вытаскивать то, что
вам нужно. Для этого нужно
программиста посадить, он
должен выборку сделать,
распечатать. На это нужно время.
А у меня вместо трех
программистов всего один. Она
физически даже наши программы
не может обеспечить. К нам
часто обращаются
Администрация, финорганы:
дайте это, дайте то. Вместо того,
чтобы работать самим. Ведь у
них есть статуправление, они
должны удовлетворять все ваши
запросы.
В.Е.Христенко:
-- Они дали нам ответ на наш
запрос, но не все там есть.
Т.М.Исаева:
-- Если мы говорим о поддержке
бизнеса в городе, то надо
подумать, как этот бизнес
обслуживается, чьими руками.
Вот сегодня ввели вменённый
налог. Каждый день приходят
люди выписывать свидетельства.
Сидят в коридоре, на коленках
пишут. Это -- бизнесмены,
которых мы должны поддерживать,
бизнесмены, которые платят нам
в бюджет. Они должны в темном
коридоре, в потемках, писать,
чтобы над ними сидели и
смотрели, знакомились с их
конфиденциальными данными. Это,
что, правильно? Сегодня мы
говорим: нужно создать условия
для бизнесменов, чтобы они если
бы и ждали в очереди, то им хотя
бы удобно было.
А.М.Истратов:
-- Есть конкретное предложение:
все встроенные помещения
продать в собственность тем,
кто их арендует, а на
вырученные средства построить
бизнес-центр и сдать его в
аренду другим
предпринимателям. Появятся
новые бизнесмены, имеющие
офисы в нашем городе. Ведь на те
20-30-40 помещений, которые есть, 100
коммерсантов не позовешь.
Т.М.Исаева:
-- Это к КУИ предложение,
которое надо бы рассмотреть...
В.Е.Христенко:
-- Сейчас по инициативе одного
предпринимателя из Реутова
создана рабочая группа по
формированию наказов жителей
по развитию Московской области.
Я вхожу в эту группу в части
предпринимательства. Была
горячая линия, собирались
предложения жителей
Подмосковья. Наказ формируется
для состава новой Думы. Эта
группа будет работать 5 лет и
будет добиваться выполнения
этих наказов.
До тех пор, пока
предприниматели будут
говорить, что нам этого не надо,
поддержка нам не нужна, вы там
сами, а мы сами, ничего не будет.
Пока жители не поймут проблем
города, ничего не будет. Я сам
был предпринимателем,
председателем Союза
предпринимателей и в то же
время понимаю проблемы
Администрации. Каждый стоит на
своем. Но пока все не пойдут на
компромиссы, уступки, ничего не
будет.
В.В.Сиднев:
-- Но для этого надо хотя бы
разговаривать.
Т.М.Исаева:
-- Когда предприниматели поймут,
что Администрация может
оказать помощь, они все будут
здесь. Но сегодня
Администрация такой помощи не
оказывает. И защиты. Когда ты
приходишь к человеку за
помощью? Когда ты чувствуешь,
что он может помочь. Как
предприниматели придут в
Администрацию, если она одного
оттолкнула, второго, третьего?
Инициатива должна идти именно
от Администрации и Совета.
Первый шаг именно власть
должна делать. Потому что
именно она что-то может дать. Не
обязательно деньги, правильно
было сказано, можно помещение,
льготную арендную ставку,
другую помощь оказать.
Все:
-- Прошло более двух часов, и на
сегодня пора заканчивать.
-- Спасибо участникам и
хозяевам помещения.
|
|