Есть старая притча. Пришел как-то Человек к Мудрецу и сказал ему: «О Мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал Мудрец и научил Человека танцевать.
Вот уже несколько лет при Институте Йога Гуру Ар Сантема существует Школа танца. Открыла Школу и руководит ею мастер арабского танца, преподаватель кафедры культуры ИЙГАС, педагог-хореограф Ирина Черникина. Главой и духовным наставником Школы танца является ректор института Стаценко Геннадий Григорьевич.
Арабский танец был взят институтом в качестве программного.
Многие движения, поддерживающие тонус организма и дающие ему хорошую физическую форму, присущи только арабским танцам. Число обучающихся постоянно растет. «Бельданс», то есть прекрасный танец, появился в нашем городе осенью 2000 года. В чем же секрет популярности арабского танца?
В наше время уже никто не сомневается в пользе физических упражнений для здоровья. Но как заставить себя изо дня в день повторять однообразные движения утренней зарядки? А женщине с ее эмоциональным, красочным восприятием мира это просто невыносимо. Как сохранить свою красоту, гибкое тело и радость жизни на долгие годы? А ведь рецепт женского здоровья и сексуальной привлекательности изобретен много тысячелетий назад. Вспомним роман И.Ефремова «Таис Афинская»: «У жен всех народов распространены танцы с извивами талии, виляниями и покачиваниями бедрами. Это естественные для них движения, упражняющие глубокие мышцы, создающие гибкую талию и полирующие внутренние органы ее чрева, где зачинается и создается дитя. Там, где нет этих танцев, ибо, как я слышал, некоторые народы их запрещают, там деторождение мучительно и потомство слабее».
Вероятнее всего, речь идет о «танце живота». Его история многовековая. Еще в Древнем Египте он считался храмовым танцем, а значит, был к тому времени устоявшимся искусством.
Красота тела — это в первую очередь раскрепощенность, гибкость и хорошая координация. Женщины и мужчины, обладающие этими качествами, настолько редки, что тотчас приковывают к себе внимание. Вы замечали, в восточных странах встречаются чрезвычайно тучные дамы, танцующие с грацией. Восхищают волнообразные движения рук, легкость в ногах, внутренний огонь, свобода и уверенность в своей привлекательности.
Все начинается с принятия себя, и в первую очередь особенностей своей фигуры и внешнего облика. Примите себя такими, какие вы есть, тогда вы примете тех, кто рядом с вами.
Обратите внимание не на объем талии и бедер, а подвижны ли они. У скованного, зажатого человека мышцы напряжены, и он тратит гораздо больше усилий, энергии на свои движения, быстрее устает. Если снять сопротивление мышц, то движения станут плавными и легкими, исчезнут порывистость и угловатость. Тайна женственности, изящества походки, осанки и жестов заключается именно в такой свободе тела.
Один из секретов арабского танца — выполнение всех элементов в состоянии расслабленности, даже неги. Работают только те мышцы, которые обеспечивают данное движение, остальные отдыхают. Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов танца приучают организм к длительным и разнообразным физическим нагрузкам.
И куда исчезает измученная, опустошенная труженица, обремененная хозяйством, школьными уроками детей, работой? После занятий в ней возрождается женщина. Душа поет и улыбается.
Уже после первого месяца занятий повышается тонус. Чередование элементов арабского танца, пластики, ударов, трясок делает более гибкими мышцы и связки. Во время трясок осуществляется массаж внутренних органов живота и малого таза. В движениях танца участвуют все отделы позвоночника, что хорошо укрепляет мышцы спины и поясницы. Долой остеохондрозы, сутулость и кособокость! Особенности техники танца на расслабленных, подсогнутых коленях позволяют снизить нагрузку на коленные, голеностопные суставы. Некоторые тряски живота осуществляются на задержке дыхания на выдохе, что прекрасно тренирует дыхательную систему. Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру.
Для наработки техники танца нужна постоянная работа. Тело становится отзывчивым и податливым, если ему уделяют внимание. По мере освоения элементов танца живота изменяется самоощущение женщины, исчезают комплексы неполноценности. Становится понятно, что внешняя красота лепится из внутренних состояний. Даже стандартный набор основных движений у каждой выглядит по-своему привлекательно. Гибкость в танце придает гибкость характеру, мягкость и плавность в движениях —легкость в общении, раскрепощенность — внутренняя душевная свобода. И мы становимся интересными для себя и окружающих, а значит, более гармоничными. В танце можно общаться с разными образами. Сегодня — царица, а завтра — пастушка. Движения в танце могут перетекать, как вода, звенеть и играть, как ручей, или сверкать искрами пламени, наполняться огнем. Они могут быть пронизаны свободой и порывами ветра, а может пригрезиться легкое дуновение ветерка, как осторожная ласка. Разыгрывая разные состояния (капризность, горделивость, самолюбование и др.), можно избавляться от нежелательных свойств в себе. Это процесс самовоспитания посредством танца, наработка артистизма. Для того чтобы «надеть состояние», необходимо познакомиться с ним: замечать его в себе и окружающих, правильно оценивать его качества и сознательно делать выбор о нуждаемости в нем. Меняются отношения в доме и семье. Не оттого, что подменили близких и родственников, а потому, что иначе к ним относишься, становишься добрее. Жизнь уже не осложняется чужими недостатками, так как учишься признавать право людей иметь свои особенности.
Приятно осознавать, что через занятия в школе танца муж и дети познакомятся с искусством арабского танца.
Природная сексуальность этих танцев просто не может быть пошлой и греховной. Это эротика высшего порядка, когда женщина несет себя как драгоценность. Самовыражение женской природы. Исполнение танца излучает любовь и добро.
Порой мы в жизни ограничены в своих проявлениях. Кто знает, сколько талантов скрыто в каждой из нас? Есть такая информация, что женщине, чтобы быть гармоничной нужно овладеть не менее чем 64 видами искусств: шить, готовить, создавать в доме красоту и уют, петь, танцевать и многое другое.
Наша Школа приглашает всех женщин приобщиться к древнему, прекрасному, загадочному искусству. Вам нужно только сделать над собой небольшое усилие и захотеть. Захотеть, чтобы окружающие вас мужчины перестали воспринимать вас как просто коллег, кухарок и домработниц. Чтобы они раскрыли от удивления глаза и сказали восхищенно: «Вот это женщина!». И поверьте, это под силу любой из вас.
Занятия проходят в Центре молодёжного досуга по вторникам и четвергам.
Елена Павлова
В статье использованы материалы руководителя школы восточного танца И.Черникиной, ученицы Школы танца Т.Литвиновой.