Предыстория этого интервью следующая. Учащийся Троицкого Лицея Сергей РЯЗАНОВ написал работу
«Неверующий во Христа подвластен року? (Высоцкий-Башлачев-Кинчев: поиски истины)», которая была опубликована в «Троицком варианте» от 21 июля и позже представлена на международной научной конференции по творчеству В.С.Высоцкого. Как (в рамках этой работы) автору удалось побеседовать с известным рок-поэтом и музыкантом, лидером группы «АлисА» Константином КИНЧЕВЫМ, — история отдельная. Но в конце концов 12.10.2000 такая беседа состоялась. Мы специально публикуем её только теперь — в связи с двумя датами. 25 декабря Кинчеву исполнилось 42 года. А в этом месяце мы отметим день рождения Высоцкого, который навсегда остался для нас сорокадвухлетним.
С.Рязанов: Константин Евгеньевич, на вечерах памяти В.Высоцкого Вы исполняли песню «Сумерки», знакомя зрителей с ее историей. Я, к сожалению, этих комментариев не слышал. Не могли бы Вы их воспроизвести?
К.Кинчев: Понимаете, в чем дело... Я не смогу точно воспроизвести то, что я тогда говорил, это в общем-то экспромт... Там у меня позиция земли. У Владимира Семеновича все гораздо глубже... не глубже, а поэтичнее и торжественнее: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Господь замечает всегда, Ему любо смотреть на эту красоту. Я же веду свою позицию от земли... На земле, как правило, правит совершенно другой персонаж, и он пытается как можно больше загородить нас от Неба, и поэтому — «кроют корытами, чтобы реже вспоминалось о Нем». И тому подтверждение — вся та власть, которая существовала достаточно долгое время и при которой как раз творилось все это...
— Не знаете ли Вы, связывал ли сам Александр Башлачев «Время колокольчиков» с «Куполами» Высоцкого?
— Я не знаю.
— Вольно или невольно в песне «Красное на чёрном» Вы
воспроизводите строки Владимира Семёновича «ужас режет души напополам»,
«режут в кровь свои босые души» (у Вас: «души резали напополам») и «коль дожить не успел, так хотя бы допеть» (у Вас: «если песню не суждено допеть, так хотя бы успеть сложить»). Это сознательно происходит? Или — подсознательно?
— Нет, это все-таки, конечно же, сознательно. И если говорить о песне «Сумерки», то там еще есть как бы цитирование, вернее, не цитирование, а перефразирование разных поэтов, Есенин например...
— Известные рок-музыканты выпустили свои версии песен Высоцкого. Ваша оценка альбома «Странные скачки»? Быть может, к примеру, А.Скляр все же перестарался со столь своеобразной трактовкой такой лирической песни, как «Холода»?
— Я как слушатель разочарован этим сборником. Мне не понравилось, как это сделали мои коллеги. Не буду никого называть, чтоб не обижать, но некоторые песни для меня несколько кабаком попахивают. Как ни странно, там Бутусов мне нравится больше всех...
— А как Вы сами там оказались?
— Было предложение от Шевчука. Я не дерзнул петь песни Высоцкого, я лучше, чем Владимир Семенович, никогда не спою, он обладает таким мощнейшим набором обертонов!.. Поэтому мне, в общем-то, и не понравился весь альбом, то есть перепевать Высоцкого — это гиблое дело, на мой взгляд. А сделать свое показалось интересным, нашел стихи, которые прочувствовал...
— Лично мне эта песня «Ямщик» больше всего понравилась.
— Спасибо. Я покажусь нескромным, но мне тоже наше исполнение одним из удачных кажется.
— В ней Вы чуть-чуть отходите от оригинального текста. Это случайность или намеренность?
— Да, одно слово изменено... Это случайность. Надо, конечно, было не полениться, взять книгу, переписать текст, а я понадеялся на свою память и вот чуть-чуть изменил... Но суть-то от этого, я думаю, не поменялась...
— У группы «СерьГа», кстати, тоже своя музыка...
— Там так получилось: я подсказал Галанину эту книгу — двухтомник Высоцкого: первый том — песни, второй — стихи. И он пошел по моему пути. И мило получилось: он взял такую песенку, близкую себе, — она простая и без претензии, так скажем.
— А Анатолий Крупнов, Царство ему Небесное?
— Он хорошо спел, мне понравилось. Там есть неплохие исполнения... Мне, повторю, больше всего Бутусов нравится, хотя он очень спорен, потому что песня-то сложная... Но он как-то по-своему ее спел, прочувствованно и хорошо, на мой взгляд.
— Уточните, пожалуйста, годы написания песен, упомянутых в моей работе. Насколько мне известно, «Сумерки» и «Красное на чёрном» написаны в 87-м году, так ли это?
— Я не помню сейчас, это надо смотреть...
— А «Вор да палач» в каком году Вы написали?
— Позже «Сумерек»... Так, сын у меня родился в 88-м... Да, «Вор да палач» я написал в 87-м, летом.
— Так ведь «Вор да палач» встречается на «Нервной ночи» — в Вашем альбоме 84-го года?..
— А песня «Шабаш» какого года? 88-го, я так полагаю?
— Да, на смерть Башлачева. Он в феврале ушел, а в марте я написал.
— А «Ямщика» на музыку когда положили?
— «Ямщика»... Когда этот диск вышел?
— В 96-м.
— Значит, тогда и написал.
— Хочу уточнить кое-что по текстам. В песне «Православные» общий смысл строчки «Посягательства чад волей одолевать» ясен. Однако не понятно значение слова «чад». Вы его используете как «дым», «смрад», «тьма»? Или же «чада» (множественное число) — «дети», и Вы применяете какой-то литературный (исторический, религиозный) образ? Ведь рядом фраза — «порочить Отца»...
— Нет, здесь просто как дым.
— А вообще как часто Ваши сложные образы и метафоры имеют какие-то аналоги (скажем, заимствования из мифологии — как «Гамаюн» и «Алконост» у Высоцкого)? Например, «Солнце»-«птица»-«рука обезьяны» — это самостоятельные, Вами придуманные образы или реминисценция?
— Чаще самостоятельные. В строке «разорвана связь между Солнцем и птицей рукой обезьяны» я имел в виду разрыв между Богом и человеком, созданный дарвинизмом, то есть теорией происхождения человека от обезьяны.
— Здорово! А я-то голову ломал... И, как поклонник, — о планах: новый альбом-то когда будет?
— Новый альбом мы все лето писали, сделали demo-версию...
— Это правда, что он «Антихрист» называется?
— Нет, это другой. Сейчас мы делаем такой, легкий, не то что легкий — мелодичный альбом. Назвали его «Танцевать»...
— Это по песне, что на «Для тех, кто свалился с Луны» не вошла?
— Да. Песни там старые, но никуда не входили.
— «Шанс», посвященный Чумычкину, например?
(Игорь Чумычкин, гитарист группы «АлисА», покончивший жизнь
самоубийством в 1993 г. - прим. ред.)
— Нет, «Шанс» на «Антихристе» запишем.
— Это окончательное название альбома?
— Не знаю пока... Очень серьезный будет альбом, важный. Там — башлачевская «Мельница». И «Суд»...
— Это на стихи Алексея Толстого?
— Да.
— И когда выйдет «Танцевать»?
— Ну, мы вот утрясли все с аранжировками, решили, что будет так. Сейчас непосредственно пишем. Как быстро закончим — не знаю. Мы не спешим — думаю, к весне. Сначала надо записать, потом найти издателя... Не знаю еще, кто им будет.
— Предполагали, что на Вас так все накинутся за символ снисхождения Святого Духа на обложке «Солнцеворота»?
— Вы знаете, у меня есть школьный товарищ, священник. Он, когда послушал «Православные», сказал: «Не боишься, что мир ополчится?». Я говорю: «Думаю, сдюжим». Так что я был готов к полной блокаде радио и телевидения, отсутствию концертов. У нас сейчас нет концертов в этой связи, никто не хочет нас нигде видеть... Я был готов и воспринял это как данность. Помните: «Я чувствую, закрывая глаза, весь мир идет на меня войной...»?
— Виктор Цой... А песня... забыл...
— «Песня без слов».
— Да, «Песня без слов, ночь без сна...» А вот насчет концертов... Вы вообще знаете о существовании нашего Троицка? Были у нас?
— Нет, я не был. Но я знаю, что в Троицке служит мой духовный отец.
— А Вы бы не хотели приехать к нам, дать сольный концерт? У нас богатые рок-традиции: были Майк, Цой, Мамонов, Скляр, БГ...
— Вы знаете, сейчас — нет, не получится.
— Не обязательно сейчас... Вообще возможно такое?
— Ну, это чем Бог не шутит. Может быть, все может быть...
— Спасибо Вам большое за беседу.
— Вам спасибо. Я был тронут глубиной знания материала... Приятно пообщаться с человеком, которого наше творчество действительно интересует.