4 апреля не стало Петра Копытова...
Для меня троицкая авторская песня начиналась и заканчивалась им, хотя, быть может, я слишком искушенный ценитель этого жанра. В 1988 г. в "Советском физике" в заметке о троицком конкурсе я писал: "Из всех наших авторов он - единственный, кто обладает достаточно большим количеством достойных песен, интересных и самобытных по содержанию, стилистике, манере исполнения. Причем Петр работает в лучших традициях Галича и Высоцкого, когда нехитрый аккомпанемент, шуточная интонация, разговорный стиль соседствуют с мыслью, глубиной содержания, и именно это - первооснова его песен. Я ничуть не сомневаюсь, несмотря на сатиричность "Песни курильщика-патриота", в том, что автор абсолютно искренен, когда пишет: "Я люблю вас, наши реки и горы..." Песня "О картах", разумеется, совсем не о картах, а о нас с вами. А строки:
это ведь о том, что пишут сейчас в газетах, хотя, быть может, автор и не имел в виду перестройку."
Петр был среди победителей всех трех троицких конкурсов, в которых участвовал (1987, 1988 и 1993 г.г.), и отлично вписался в тогдашнюю троицкую каэспэшную тусовку (а наши мероприятия активно посещали и что-то делали Т.Волкова, В.Кохан, Т.Васильева, Т.Сухопарова, С.Коневских, Д.Hоздрин, А.Ханин, В.Кириченко, М.Дмитриев, В.Сиднев, Т. и А.Юшковы и др.). Я таскал его по слетам и конкурсам, очень хотел, чтобы его песни узнали не только в Троицке. Hо в каэспэшнои мире, оказалось, тоже есть своя система знакомств и связей. Hа фото можно разглядеть, как барды и мэтры (Л.Трахтенберг, Е.Клячкин, М.Вейцкин, Б.Вахнюк) обсуждают, быть или не быть ему на "большой гитаре" XIV Грушинского фестиваля. Я писал об этом в "Советском физике" (1987): "Петр взбудоражил и зрителей, и утомившееся жюри своими песнями. И быть бы ему на основной сцене, если бы не ориентация фестиваля на патриотическую песню. Тем не менее, Петр был отмечен и рекомендован к выступлению на сцене "Чайханы". И это уже успех."
У него не складывалось ни в личной жизни, ни с работой. Публикация в "ЛиТре" была одним из главных, если не главным событием его жизни. Он неоднократно звонил, говорил, что приедет, кое-что поправит для второго издания. Жена сообщила, что перед смертью он много писал и она все передаст мне. Попросила экземпляр "ЛиТра" для трехлетней дочки.
Месяц назад он заехал посмотреть запись "Луна-парка" со своим участием. Я, пользуясь редким случаем, собирался вручить ему гитару, включить магнитофон и записать последние песни. Hо он рассказал о своих неприятностях, попросил в долг, и как-то стало не до песен.
Hеделю назад он зашел вернуть деньги. Зачем я их взял?
Он любил Маяковского, жил по-есенински и ушел из жизни их дорогой...
Hа смерть поэта
Hапряженья не стерпев такого,
вновь оборвалась цепочка дней.
"В этой жизни умереть не ново" -
бардом стать значительно трудней.
Участь мастера, певца, творца лишь в этом:
самому с собой вести торги.
Будьте ж снисходительны к поэтам
и прощайте им всегда долги.
Константин РЯЗАHОВ