Интервью в "ТрВ" достаточно редки, несмотря на то, что жанр этот пользуется популярностью у читателей. Рубрики типа "Встреча с интересным человеком" есть в каждой уважающей себя газете. Наш город, к сожалению, не очень богат знаменитыми артистами, писателями, политиками. Кроме того, многие интересные люди занимаются совершенно неинтересными делами - бизнесом, например. Но все-таки не все погрузились в пучину чистогана, есть счастливые исключения. Разве не любопытно читателям познакомиться с редактором городской детской газеты? Искать нам его долго не пришлось - редакция "Комп-Кэмпа" находится в том же здании, что и "Троицкий вариант". И повод подходящий подвернулся: не так давно вышел юбилейный, 50-й, выпуск "Комп-Кэмпа". Кому-то цифра покажется небольшой за семь лет существования газеты, но учитывая путь от стенгазеты до профессионального издания с твердой периодичностью и проблемы с финансированием, это совсем неплохо. Все это время редактором газеты является К.П.Рязанов.
- Костя, брать интервью мне еще никогда не приходилось, поэтому об этом жанре я сужу чисто как читатель. А как читатель признаюсь, интервью я обычно начинаю читать примерно после середины, когда вопросы и ответы становятся попроще и покороче, ну, там, какое у Вас хобби, какой любимый напиток, любимый писатель. И если собеседники меня заинтересовали, возвращаюсь и читаю с начала. Кстати, Костя, какой у тебя любимый напиток?
- Вообще, в последнее время вопрос "что у тебя любимое" стал для меня чисто абстрактным, потому что жизнь сейчас такая пошла, что лишь бы выжить. Я пью молоко, соки какие-нибудь, если деньги есть. У меня нет, наверное, любимого напитка. Чаще всего я пью чай.
- А теперь - любимый писатель. Только давай сделаем так: три любимых русских писателя.
- Именно, русских? Советских нельзя называть?
- Нет, ну, русских, советских.
- Опять приходится говорить - в последнее время... В последнее время практически ничего не удаётся читать для души. Когда я был маленький, читал журналы "Костер", "Пионер", мне нравился, помню, Крапивин. Став старше, я читал в основном журнал "Юность" и всех печатавшихся там знаю. Будучи уже студентом, очень сильно полюбил Трифонова. Я до сих пор считаю, что из советских писателей он сильнейший в 60-70 гг. Я никого не читал с таким интересом, как его. А вообще, трудно назвать кого-то как любимых. Я читал многих, что-то мне нравилось у Окуджавы из прозы. Это происходило периодами. Аксёнова с интересом прочитал. Довлатов, Токарева мне нравятся.
- А из классиков?
- Мне стыдно сказать, но классику я читал только выполняя школьные задания...
- А три "твоих" иностранных писателя?
- А Вот из иностранных мне именно, наверное, классики как раз и нравятся. Когда я действительно читал много, а это были школьные годы, студенческие, мне Марк Твен нравился, нравился Джек Лондон, О'Генри.
- А твои любимые поэты?
- Мне в свое время повезло с учителями, учительницей литературы, в частности. Она любила поэзию, читала нам стихи, часто не по программе. Например, Вознесенского я услышал от нее, всего его перечитал. Потом более поздние его вещи мне так сильно не нравились, более того, иногда даже активно не нравились. Видимо, по мере узнавания очередной хороший поэт был "любимым". Окуджава мне нравился. Левитанского с удовольствием читал, Самойлова, Рубцова, Ахмадулину. Очень мне нравится, я недавно даже перечитал, Сухарев. У него, мне кажется, особый дар простыми словами сказать о таких непростых вещах как любовь, война... Бродского я читал, когда его еще вроде как нигде не было, в конце 70-х - начале 80-х. Удавалось у кого-нибудь попросить, приходилось вступать в какие-то контакты, не каждый же открыто говорил, что у него есть Бродский. Поражала его техника, казалось, он может выдать любое количество строк на любую тему.
- А за какую партию голосовал, если не секрет?
- Я за Явлинского проголосовал. Кстати, он один из учредителей "Байтика", где я работаю.
- То есть, ты голосовал как бы по принципу "за своего человека", или тебе близки его политические взгляды?
- Взглядов политических, я считаю, у меня никаких нет, потому что
меня разумные, общечеловеческие ценности всегда привлекали. Жириновский мне не нравится, потому
что он производит впечатление ненормального. Явлинский мне чисто по-человечески нравится. Когда
он что-то говорит, я ему верю, мне кажется, что он очень разумно говорит. Кстати, в этом
помещении, где мы сейчас сидим, должен был быть кабинет Явлинского. Когда строился этот "Байтик",
предполагалось отдать часть помещений его "ЭПИ-центру" (экономические и политические
исследования). Планировалось их привлечь к разработке экономической политики Троицка.
Одно время они приезжали, что-то считали. Потом стали больше бывать в Нижнем Новгороде,
чем в Троицке.
- В каком институте ты учился?
- Я закончил МИФИ в 1982 году и распределился в Троицк, в ТРИНИТИ.
- А родился где?
- Родился в Челябинске-70. Это закрытый город, связанный с "оборонкой". Родители простые люди, без высшего образования. Там выйдешь за колючую проволоку - тайга, глухие уральские деревни...
- То есть ты в ТРИНИТИ работал. И чем занимался?
- Строил с "нуля" и потом работал на ТСП - одной из крупнейших в мире термоядерной установке. Занимался системами питания, часто это сводилось к верчению гаек большого размера. Восемь лет я там проработал и, честно говоря, заскучал - не было творческого удовлетворения.
- Как тебя угораздило попасть в "Байтик"?
- Ну вот я как раз сейчас расскажу. Не могу сказать, что как ученый или, скорее, как инженер, я не состоялся. Были и достижения, доклады на конференциях, соавторства в изобретениях, но стало как-то тоскливо. В то время я был молодым и активным, участвовал в выпусках институтской газеты, создал (или возродил) городской клуб авторской песни в Выставочном зале. А в двух шагах от него заработал "Байтик". Я со своей активностью бывал и там, где оказалось возможным заниматься тем, что больше по душе. В 1988 году мы сделали первый номер "Комп-Кэмпа" вместе с гостившими тогда у нас американцами. Сначала это была просто стенгазета, кстати, можешь посмотреть, вот она висит.
- А почему такое название? Не все, наверное, знают.
- Очень просто; от английского computer camp - компьютерный лагерь.
- Я, честно говоря, не очень хорошо представляю себе работу "Байтика", возможно, что и не я один. Расскажи, пожалуйста, поподробней. В моем понимании, дети, приходящие туда, занимаются, главным, образом, программированием, т.е. они обладают, если можно так выразиться, скорее техническим складом ума, как же удается делать такую приличную в художественном отношении газету? Где ты находишь своих авторов? Откуда, mак сказать, детишки?
- Дело в том, что в "Байтике-4" мы с самого начала хотели сделать упор на гуманитарное направление. Так же, как раньше были авиамодельные кружки, еще какие-то, так сейчас у нас есть такой кружок по выпуску газеты. Я учу детей работе на компьютере, даю им какие-то самые базовые навыкли, но главное все-таки заключается в самостоятельном творчестве ребят. Можно научить обращению с компьютером, но главное, чтобы у них были свои идеи, чтобы они могли что-то сочинить, а этому научить сложно.
- Но судя по тем номерам, которые мне удалось прочитать, твои журналисты пишут просто здорово. Какой-нибудь пятиклассник пишет таким нормальным, живым языком, что даже в нашей, взрослой, газете такое не всегда встретишь. Скажи честно, дети пишут самостоятельно?
- Ну, бывают такие случаи, когда набирают и явно "содранные" материалы. Один раз парень принес мне Жванецкого, которого я, слава Богу, хорошо знаю (кстати, к разговору о любимых писателях). И, потом, то, что приносится, подвергается более или менее существенному редактированию. Иногда остается только сама идея автора, а иногда, наоборот, приходится исправить только одну-две ошибки. У меня давно возникла мысль напечатать рядом два текста - с правкой и без, - это было бы интересно, может, в качестве каких-то методических материалов.
- А следишь ли ты за дальнейшей судьбой своих воспитанников, продолжает ли кто-то и дальше заниматься журналистикой? Может, тебе надо "передавать" их в "ТрВ"? Ведь те, кто начинал шесть - семь лет назад, сейчас уже взрослые люди.
- Многих из тех ребят, кто начинал когда-то делать газету я из виду, конечно, потерял. Ведь тогда никто не мог даже подумать, чем станет "Комп-Кэмп" через несколько лет, что все это будет продолжаться. В этом году Жанна Карлакова поступила на журфак, а Женя Пляшкевич - на сценарное отделение во ВГИК. Конечно, нельзя сказать, что это заслуга "Комп-Кэмпа", но свои первые публикации они сделали здесь. Первая публикация - это очень важно для юного автора, по себе знаю. Среди тех, кто еще не закончил школу тоже есть такие, которые планируют заняться в будущем журналистикой. Для них "Комп-Кэмп" - отличная школа. Не будь нашей официально зарегистрированной, кстати, газеты, у них могли бы возникнуть проблемы с публикациями, которые необходимо иметь при поступлении.
- Вот на последней странице вашим учредителем значится троицкий городской Совет народных депутатов. Как, от несуществующей организации много помощи?
- Администрация сначала была не против стать соучредителем газеты, но потом то ли они передумали, то ли просто забыли...
- А на какие же деньги издается газета?
- Очень непростой вопрос. Некоторые хотели бы, чтобы я все делал исключительно за свою невеликую байтиковскую зарплату...
- Ничего себе, да тут только чисто технологические расходы какие, верстка, бумага, печать, не говоря уже об оплате интеллектуального труда.
- Сейчас работу детей с 14 до 18 лет оплачивает Центр занятости. Непонятно только, почему нельзя платить 12-13-летним. Ведь нередко они и активнее, и талантливее. Выпуск газеты - дело сложное во многих отношениях: без квалифицированной помощи взрослых не обойтись, а ее тоже надо оплачивать. Приходится крутиться. Лучше напиши, что финансирование газеты - коммерческая тайна. Последний номер пока размножили только на ксероксе - нет денег, чтобы заплатить "Трованту" за печать.
- В своем интервью Ане Мартовицкой в юбилейном номере "Комп-Кэмпа" (которое меня и подтолкнуло поговорить с тобой поподробней) ты сказал, что участвовал в рождении одной общероссийской газеты. Что это за газета?
- Получилось так, что в 1989 году я начал общаться с группой людей, занимавшихся тогда организацией в Москве музея В.Высоцкого. Это были увлеченные люди, объединенные любовью к творчеству Владимира Семеновича. И у меня возникла идея сделать печатный орган, который бы занимался изучением его наследия, где специалисты могли бы публиковать какие-то свои исследования творчества Высоцкого, обмениваться мнениями. И я сделал пробный номер газеты (кстати, мне помогали школьники), назвал ее "Вагант" (теперь это название нашей Студии в "Байтике-4"), она понравилась, и я как замглавреда участвовал в ее выпуске года полтора. Сейчас ее делают другие, недавно газете исполнилось 5 лет, теперь она есть в каталоге, на нее можно подписаться.
- "Тровант" готовит сборник троицкой поэзии. Ты один из авторов. Давай закончим интервью твоим стихотворением.
- Попробуем.
Да будет так, а не иначе:
хранить сон дочки обречен -
горячий крохотный калачик
не плачет - дышит мне в плечо.
Пусть будет так, а не иначе:
не опускать рук, не стенать,
а женщине нести удачу -
той, что ждала и суждена.
И будет так, а не иначе:
коль не указкою жлоба,
а совестью живем, то значит -
не будет к нам судьба слепа.
Да будет так!
С.Феклюнин
"ТрВ" №32(187) от 03.08.1995