top-border 312 byte

На главную страницу фотохроники
На главную страницу Troitsk-City

ЮЛИЙ КИМ В ТРОИЦКЕ

3 марта в Троицке, в ДУ на 41-м километре, состоялся концерт Юлия Кима. Я шел туда без малейшей идеи о том, что меня заставят написать об этом событии, поэтому мое сообщение будет неполным и отрывочным.

Ким приехал за час до концерта, и я, имея дела в ДУ, пришел за час, оказавшись, таким образом, с ним за одним столом. То, что он рассказал, было приятно услышать. Во-первых, публика в последнее время стала больше ходить на концерты бардов, после минимума 91-93 годов. Ходит не только старая публика, воспитывавшаяся в эпоху расцвета бардов, но и молодежь.

Вечер памяти Юрия Визбора, проводившийся во Дворце Съездов на 8 тысяч мест, собрал полный зал.

У старых бардов есть еще порох в пороховницах. Так, Городницкий, по словам Кима, наконец-то, научился играть на гитаре (ему 62 года), активно сочиняет и выступает. Сам Ким в свои 58 лет выглядит и держится необыкновенно молодо - этакий сорокалетний мальчик. В последние годы кроме многочисленных выступлений на пространстве бывшего СССР он совершал и более далекие вояжи. Участвовал в экспедиции целого взвода бардов (12 человек) в Израиль, объездил восточное побережье США, усеянное островками русскоязычной диаспоры, где выступал в самых разнообразных залах, включая синагоги.

Завязался спор о том, когда он выступал в Троицке в прошлый раз, Татьяна Степанова утверждала, что - 8 лет назад, Ким не верил, говорил, что совсем недавно. Но Татьяне, которая все это организовывала, видней. Просто время быстро идет.

Зал ДУ на 41-м километре был полон, даже слегка переполнен, несмотря на то, что билет стоил 5 тыс. (впрочем, по современным московским понятиям, это более чем умеренная цена). Значительную часть зала, действительно, составляло новое поколение публики, которое в былую пору расцвета бардовской песни еще пешком под стол ходило. Впечатления о концерте стоит предварить парой слов о том, как я воспринимаю Кима, благо многие из тех, с кем я говорил по этому поводу, воспринимают его примерно так же. С моей точки зрения, он, пожалуй, не имеет своего ярко выраженного языка, как, скажем, Галич или Высоцкий (правда, я общался и с теми почитателями Кима, которых мое замечание об отсутствии у него своего ярко выраженного языка приводило в ярость). Зато он блестяще владеет всеми существующими эстетическими языками, вплоть до их тончайших нюансов. Великолепно владея стихосложением, он может написать вещь в любом стиле, зачастую даже лучше, чем исконные представители данного стиля, и, прекрасно владея гитарой и голосом, с блеском преподнести ее слушателям. Это он и продемонстрировал в очередной раз на данном концерте.

Начал он с чтения двух своих стихотворений конца 50-х годов, написанных в стиле авангарда тех времен, скромно намекнув, что это, пожалуй, не хуже" чем аналогичные вещи у Вознесенского. Да, подтверждаю, не хуже.

Далее (за последовательность не ручаюсь), он спел жестокий цыганский романс (апофеоз жанра романса), который надлежит петь женским басом. Ким и спел его женским басом.

Как известно, многие песни, ставшие популярными, появились на свет благодаря нерушимому союзу Кима с Дашкевичем. Стихи Кима (Ю.Михайлова, в застойную пору), музыка Дашкевича, исполнение кого угодно. Заказывали им и эстрадную музыку. Однажды заказали песню в стиле "махровой попсы". Согласно объяснениям заказчика, под "махровой попсой" понималось то, в чем не должно присутствовать ни малейшего признака таланта.

Ким с Дашкевичем сделали свое дело. Заказчик, выслушав, заявил, что Ким справился с задачей в первом куплете полностью, а в последующих двух только частично - присутствуют проблески и даже внутренние рифмы, Дашкевич же справился с заказом от начала до конца. Ким спел эту песню. Я лично покатывался. Правда, во втором куплете обратил внимание на слово "знойный" в таком обрамлении, в каком подлинный автор "махровой попсы" сроду бы его не употребил.

Интересно было выслушать историю появления одной из песен к фильму "Бумбараш". Один актер, игравший бандита (ни фамилии актера, ни имени персонажа, да и сам фильм, шедший в незапамятные времена, естественно, не помню), посетовал на убогость образа и попросил сочинить для него какую-нибудь песню, чтоб он спел ее в фильме и хотя бы продемонстрировал сложность натуры бандита таким образом. Ким проникся и, дождавшись прилива вдохновения, написал текст за полчаса. Тут же, прикинув мелодию, разбудил Дашкевича (дело было ночью) и пропел ее, взвиваясь в самых драматических местах на две октавы вверх. Куда ты лезешь, сказал Дашкевич, эту вещь нужно целиком делать на трех нотах, и ни нотой больше? После этого он сел и раскидал эти три ноты нужным образом за пять минут. Так возникла общеизвестная песня "Ходят кони над рекою..." В результате В.Золотухин, игравший главную роль, забрал эту песню себе, а несчастный исполнитель роли бандита так и остался ни с чем.

Я, пожалуй, в состоянии вспомнить много других приятных и ярких моментов из выступления Кима, но время, отпущенное ходом моих дел на написание данной заметки, истекает. Суммируя общее впечатление, я бы отметил прогресс в профессионализме выступавшего по части держаться на сцене и рассказывать. Последнее особенно ценно, поскольку Ю.Ким - человек, которому есть что рассказать. По чисто вокальной части выступление, возможно, уступало здешнему выступлению Кима восьмилетней давности, но это то, что попросту раз на раз не приходится.

В заключение хотел бы поблагодарить Татьяну Степанову, организовавшую это, как и многие другие яркие события в культурной жизни Троицка, и коммерческих спонсоров концерта (к своему стыду, не запомнил, кто же был спонсором). Приятно было отметить присутствие на концерте молодых ребят с телекамерами, имеющих отношение к Троицкому ТВ. Хочу надеяться, что этот концерт будет прокручен по местному кабелю вместо одной из многочисленных американских "мочиловок" или "ужастников". Ту же надежду хотелось бы распространить и на последующие события такого рода.

Б.Штерн.


На главную страницу фотохроники
На главную страницу Troitsk-City
down-border 308 byte