Екатерина Таран

25.07.82 - 17.07.04

      "Я буду быть!"
Photo 27 kbyte

   Я познакомился с Катей, тогда девятиклассницей, весной 97-го, и на три года она стала главным автором троицкой детско-юношеской газеты "Комп-Кэмп". За пятнадцать лет этого издания через его редакцию прошло под тысячу подростков. Назвать по-настоящему талантливых мне хватит пальцев одной руки. Катя была первой из тройки равных. Более того, только благодаря ей осенью 98-го газета вышла из очередного затяжного кризиса, когда у меня уже опустились руки от бесконечной борьбы за жизнь газеты. Катя писала за себя и "за того парня" (под псевдонимами) безукоризненные материалы, и это заставляло меня снова и снова изыскивать возможности для выхода нового номера. А сегодня меня уже ничто (и никто) не "заставляет" этого делать...
   Во втором троицком юнкоровском конкурсе Катя заняла третье место, а в следующем, 98-м году ее победа была уже безоговорочной. Рассказ "Я буду быть!" поразителен контрастом мелких бытовых деталей с глобальностью темы жизни и смерти. Подростковые проблемы уже вовсю заявляли о себе и в стране, и в Троицке. Для автора здесь не было вопроса: концовка рассказа абсолютно оптимистична и недвусмысленна.
   В конце 98-го Катя побеждает в номинации "Журналистика" Московского форума "Одаренные дети". В 99-м заканчивает с золотой медалью школу №1 и поступает в Литературный институт им. М.Горького (специальность "художественный перевод"), выдержав огромный и трудный конкурс. Этой весной она оканчивает институт с отличием, имея в своем творческом багаже три подготовленные книги и членский билет Союза писателей России.
   …Летом 2002-го она мне очень помогла, когда я делал книжку "Высоцкий в Троицке", стала полноправным соавтором. Последнее два года мы общались при мимолетных уличных встречах. В конце июня случайно вместе ехали в маршрутке. Она сказала, что зайдет ко мне с тортом "поблагодарить". Я улыбнулся: за Катин талант благодарить можно только Господа Бога...
   Но зайти она не успела...

Константин Рязанов
* * *

   C Катей мы несколько лет учились в одном классе, были очень хорошими подругами, продолжали время от времени общаться и после окончания школы...
   Произошедшей ужасной трагедии нет и не может быть объяснения. Погиб замечательный, талантливый, удивительный человек в самом начале своего жизненного пути. То, что случилось, не укладывается в моей голове, я не могу принять и понять этого. Это кажется просто невероятным! Я не могу представить себе то стечение обстоятельств, которое привело к гибели Катюши. Я не знаю особых подробностей случившегося, т.к. это чёрное известие повергло меня в состояние шока, я не нашла в себе сил выспрашивать у кого-то детали, так как не могла и не могу говорить о Кате в прошедшем времени... И даже находясь на кладбище, ничего не видя из-за слёз и горя, я с трудом верила в реальность происходящего.
   Возникают мысли о том, что Катенька погибла в результате действий кого-то, кого и человеком назвать нельзя. Если это так, то та боль, невосполнимая горечь утраты и тоска, которую испытывают все люди, знакомые с Катей, просто не позволят этим нелюдям дышать тем воздухом и жить под небом, которого они лишили нашу Катю.
   Катенька живёт в нашей памяти, в своём творчестве, в каждой частичке света, которую она оставила в душах своих друзей, знакомых, близких и родных. Мы её очень любим и никогда не забудем.

Ольга Богданова,
"ТрВ", 27.07.04

Работы Екатерины Таран (список будет пополняться):