Об атомном взрыве могут говорить только дилетанты

Периодически региональные и всеукраинские СМИ преподносят многомиллионной аудитории сенсационные статьи, интервью или репортажи о неминуемой экологической катастрофе в местах скопления промышленных отходов Приднепровского химического завода (ПХЗ) — бывшего оборонного предприятии союзного значения. Построенный в Днепродзержинске в 1947 году, этот завод свыше 40 лет выполнял сложнейшую задачу по обогащению урана.

Последствия уранового производства известны: на территории города, в промзоне и за ее пределами образовалось 9 хвостохранилищ радиоактивных отходов (РАО). Поначалу опасными веществами заполняли естественные балки и овраги позади производственных цехов (отсюда и название — хвостохранилища). Затем стали принимать определенные меры безопасности: подготавливать площадки под будущие хранилища, устанавливать системы наблюдения за содержимым, сверху укрывать слоем грунта. По официальным данным, масса содержимого хвостохранилищ составляет около 42 млн. т общей активностью 75 тыс. кюри.

Высказываются различные мнения по поводу степени опасности, которую таят в себе свалки ПХЗ. Так, говорят о том, что жители Днепродзержинска полвека облучаются ураном и в местах скопления РАО велика вероятность ядерного взрыва. Однако физики и химики, посвященные в тонкости ядерных технологий, не согласны с такими утверждениями.

Они не отрицают, что для населения и впрямь существует высокая опасность заболеваний, но связывают это не только с наличием отходов, но и с неблагоприятной экологической обстановкой в целом (на территории города свыше 50 действующих промышленных предприятий!). Что касается ядерного взрыва — в зоне хвостохранилищ с высоким содержанием РАО любые самопроизвольные взрывы, а тем более ядерные, по утверждению специалистов, напрочь исключены.

Свою точку зрения на данную проблему согласился высказать инженер-ядерщик Михаил Поспелов, проработавший 27 лет на разных предприятиях в системе Минсредмаша СССР (ныне Минатомпром РФ), из которых 20 лет отдал ПХЗ. Поспелов участвовал в создании ядерного оружейного комплекса (ЯОК), открытого по указу Путина в августе 2000 г. 50 лет назад, в сентябре 1957-го, ему также «повезло» с первого и до последнего дня заниматься ликвидацией аварии на химкомбинате «Маяк» на Южном Урале. Так что о взрывоопасных ситуациях и причинах взрывов на ядерных объектах он знает не понаслышке.

Были и аварии

В начале 1943 г. решением Госкомитета обороны СССР был создан единый научный центр под руководством И. Курчатова, а 20 августа 1945 г. образован Специальный комитет (СК), наделенный особыми и чрезвычайными полномочиями для решения проблем «уранового проекта». Возглавил его Берия, научное руководство проектом осуществлял Курчатов. Спецкомитет должен был в 1946 г. обеспечить строительство промышленного ядерного реактора для наработки оружейного плутония. Место для будущего завода по производству урана-235 (по газодиффузионному методу) выбрали на Среднем Урале, близ Верх-Нейвинска, а площадку для первого промышленного реактора на Южном Урале, близ г. Кыштым.

19 июня 1948 г. реактор был сдан в эксплуатацию. С этой датой связано начало производственной деятельности химкомбината «Маяк» в г. Челябинск-40.

В 1953 г. на комбинате ввели в эксплуатацию цех № 5 для концентрирования радиоактивных отходов и их длительного хранения. Хранилище представляло собой несколько десятков емкостей из нержавеющей стали (их стали называть банками) объемом 250 м3. Каждую банку установили в железобетонной камере (каньоне), скрытой в земле.

— В первый же год эксплуатации этого хранилища вышли из строя все контрольно-измерительные приборы, и работа практически проводилась вслепую, — вспоминает Михаил Поспелов. — В конечном итоге это и привело к аварии.

В середине 1957 г. обнаружилось повышение радиоактивности охлаждающей воды из банки № 14. Руководство завода приняло опрометчивое решение: перекрыть охлаждающую воду. И даже когда возникла реальная угроза катастрофы, ни руководство цеха, ни руководство завода не приняли необходимых мер для ее предотвращения. Все внимание сосредотачивалось на безусловном выполнении задания по выпуску основной продукции — плутония. 29 сентября

1957 г. в 16.40 произошел, как его охарактеризовали, тепловой взрыв. Очевидцы говорили, что крышку каньона над банкой № 14 взрывом выбросило метров на 50. Какой же силы был этот взрыв, если диаметр крышки составлял примерно 14 м, а толщина — 1,5 м.

В то время дул сильный северо-восточный ветер. Облако пыли с испарившимися остатками радиоактивных солей распространилось на сотни километров, задев Челябинскую, Курганскую, Свердловскую, Тюменскую области. Северо-восточный уральский радиоактивный след (СВУРС) растянулся в ширину на 10 км, а в длину — на 280 км. Этот случай впоследствии назвали «Кыштымской трагедией».

По степени радиационного загрязнения и площади основная масса населения приняла его за ядерный. Но в жидких отходах хранилища ядерных материалов не было, говорит Поспелов, а потому взрыв ядерным назвать нельзя. Причиной его стал взрыв нитратно-ацетатных солей в условиях высокой температуры и продуктов радиолиза гремучей смеси. Прямых жертв аварии, к счастью, не было, а вот число пострадавших, к сожалению, — свыше 20 000 человек, в том числе получивших облучение (более 100 бэр) — 6 000.

Неядерной была авария и на химкомбинате «Маяк». На одном из его заводов оказалось недостаточно емкостей для жидких радиоактивных отходов. Возникла трудноразрешимая проблема: остановить завод и прекратить наработку плутония или продолжать работу, но часть отходов сбросить в реку Теча. Правительственное решение было жестким — второй вариант.

Вот почему ситуацию на реке Теча сравнивают с ядерным взрывом, хотя это прежде всего экологическая катастрофа. Жители ближайших деревень не могли понять, почему вдруг реку огородили колючей проволокой и запретили использовать воду — по-прежнему прозрачную, без запаха, но очень вредную.

— Такое отношение было ко всем заводам атомной промышленности, в том числе и к ПХЗ в Днепродзержинске, — констатирует Михаил Поспелов. — Радиоактивные отходы складировали поблизости, в балках и оврагах, так как недоставало подготовленных хвостохранилищ, а производственные задачи надо было выполнять в обозначенных объемах и в очень жесткие сроки. Такая спешка может быть оправдана лишь тем, что в США уже испытали атомную бомбу и в случае конфликта с СССР, по некоторым сведениям, 20 крупнейших городов Союза могли оказаться под ядерным прицелом. Поэтому все работали, не щадя себя и не очень-то задумываясь о последствиях использования далеко не совершенных ядерных технологий.

Об уране и возможностях ядерного взрыва

Михаил Поспелов доступно разложил «урановую схему», и, наверное, есть смысл привести его «урок» целиком. Итак, природный уран в основном существует в двух модификациях изотопов: уран-238 и уран-235, где его содержание составляет 0,7%.

Уран-238 в радиационном отношении вещество безопасное. Он

a-активен с периодом полураспада 2,4 млрд. лет. Опасность представляют продукты его радиационного распада по соответствующему ряду, накопленные за время образования урановых руд и выделенные при получении соединений урана с отходами производства, которые свозят в хвостохранилища.

Самое главное: уран-238 ядерным материалом не является. Он служит сырьем для получения ядерных материалов (ЯМ): урана-235 и Рu-239, применяемых для изготовления начинки ядерного оружия и для тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для атомных электростанций и других энергоустановок.

Для осуществления ядерного взрыва, кроме критической массы ЯМ, требуется соблюдение ряда условий: критический объем и критическая геометрия ЯМ, высочайшая чистота компонентов и самого ЯМ, наличие соответствующего химического взрывателя для соединения двух полусфер ЯМ, наличие эффективного отражателя нейтронов, а также нейтронного запала, в качестве которого нужен полоний-210, получаемый в ядерных реакторах.

В отходах уранового производства нет ни урана-235, ни плутония-239. А значит, в отвалах и хвостохранилищах радиоактивных отходов ПО «ПХЗ» в Днепродзержинске ядерного взрыва ни при каких обстоятельствах и условиях произойти не может.

Кто защитит город от влияния РАО?

В ноябре 2003 г. Кабмин утвердил Государственную программу приведения опасных объектов производственного объединения «Приднепровский химический завод» в экологически безопасное состояние и обеспечения защиты населения от вредного влияния ионизирующего излучения на 2005—2014 годы с финансированием 25,26 млн. грн. (оно было нестабильным, а объемы его не соответствовали обозначенным цифрам). В 2005 г. город получил из резервного фонда Кабмина всего 820 тыс. грн. В 2006-м ситуация несколько улучшилась, и на решение первоочередных задач по защите окружающей среды и населения от влияния радиации было выделено уже 2,6 млн. грн. На 2007 г. запланировано перечислить в Днепродзержинск 4,5 млн. грн. Этих денег достаточно, чтобы предотвратить вывоз или ввоз на территорию промплощадки бывшего ПО «ПХЗ» и хранилищ РАО опасных грузов. К сожалению, с начала 2007 г. было зафиксировано уже 3 попытки (последняя — 1 апреля) вывоза радиоактивно загрязненных материалов с проблемных территорий. Случаи «экологического терроризма» удалось предотвратить благодаря оперативности действий госпредприятия «38-й отдел инженерно-технических частей», которое контролирует соблюдение режима на хвостохранилищах.

Денег, конечно, выделяется мало, и полностью решить проблемы с содержанием РАО при таком финансировании невозможно. Но все же кое-что сделать удается. Например, сегодня необходимо принять «свод законов» для проблемных территорий и предприятий на них, т. е. фактически сделать здесь снова режимную зону с заграждением вокруг опасных объектов, ввести пропускной режим, осуществлять постоянный дозиметрический контроль за перемещаемыми грузами, постоянно «мониторить» хранилища РАО и т. п. Перечень правил разрабатывают совместно с Минтопэнерго специалисты по ядерной энергетике и радиационной безопасности, а также сотрудники ряда днепродзержинских организаций и местных органов власти. В декабре 2006 г. для этого была создана межведомственная рабочая группа во главе с директором департамента физической защиты, пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности Минтопэнерго Павлом Ивановым, которая начала работать в Днепродзержинске.

Днепропетровская облгосадминистрация контролировала процесс выработки стратегии обращения с радиоактивными отходами ПО «ПХЗ». При разработке перечня мероприятий экологической направленности используется зарубежный опыт.

Есть и другие планы, предложения. В частности, возможностями ресурсной базы промышленных отходов бывшего ПО «ПХЗ» недавно заинтересовался казахстанский центр по переработке отходов. От него поступило предложение создать в Днепродзержинске предприятие по утилизации промотходов.

Существенно продвинуть решение экологических проблем могло и выездное заседание Комитета по вопросам экологической политики и природопользования Верховной Рады, намеченное на 12—13 апреля. В нем должны были участвовать 30 представителей министерств и ведомств, преимущественно руководители департаментов Минтопэнерго. Это заседание отменили, и нетрудно догадаться, что помешало законодателям и госчиновникам поработать в Днепродзержинске.

Но несмотря ни на какие коллизии политического и иного характера, город упорно продолжает бороться за свое настоящее и будущее. Позиция местной власти, опирающейся на экологов, промышленников, общественность, становится все более наступательной и даже в какой-то степени агрессивной. Потому что, как показывает практика, иначе проблемы ядерного наследия еще долго не удастся решить.

Справка «2000» Приднепровский химический завод — первое в СССР предприятие по переработке урана. Площадь территории промышленной площадки — 250 тысяч кв. м. На промплощадке бывшего ПО «ПХЗ» сегодня действует 22 предприятия.

7 из них подведомственны Минтопэнерго, остальные — в частной собственности.

Ирина Кондратьева

"Держава", №16 (363) 20 - 26 апреля 2007 г.

http://www.2000.net.ua/print?a=%2Fpaper%2F29984

 

 

Офшоры урановых миллионов

 

Из всех составляющих глобальной задачи по созданию собственного производства ядерного топлива в Украине реально есть одна — сырьевая база. Природа щедро наделила нас ураном. Правда, руда не такая богатая, как в Канаде и Австралии, зато ее много, как ни в одной другой европейской стране. Сколько именно — неизвестно: из-за хронической нехватки средств геологоразведочные работы по урановым залежам не проводились с момента распада Советского Союза.

В любом случае, специалисты уверяют, что официально защищенные запасы и фактические очень отличаются, и сырья для загрузки гидрометаллургических заводов по выпуску уранового концентрата хватит на многие десятилетия. Было бы что загружать. А уран сейчас в цене и чем дальше, тем больше. При правильной постановке вопроса закись-окись урана может стать разменной монетой при закупке услуг и продукции, необходимых для создаваемого в стране ядерно-топливного цикла. Поскольку, как утверждают в департаменте ядерной энергетики и атомной промышленности Минтопэнерго, при всем желании и здоровых амбициях создать замкнутый цикл производства ядерного топлива для АЭС нам не удастся: обогащение урана Украина не потянет ни экономически, ни технологически, ни политически. Сегодня этот долго дискутировавшийся вопрос снят с повестки дня.

Словом, задача номер один — добыть руду и переработать. Огромные надежды атомно-энергетического комплекса и, можно сказать, всей отечественной энергетики возлагаются на крупнейшее в Европе Новоконстантиновское месторождение урановых руд, расположенное в самом сердце Кировоградской области, с его утвержденными запасами в 95 тыс. тонн урана. И, соответственно, на предприятие, строящее там мощный горно-перерабатывающий комплекс, а также на концерн «Ядерное топливо Украины», призванный, кроме всего прочего, развивать в стране добычу урановых руд в объемах, необходимых для национальной атомной энергетики.

На Новоконстантиновку правительство в последнее время не жалеет средств, выделяя в этом году из бюджетного спецфонда 556,323 млн. грн. Еще 229 млн. грн. перечислит НАЭК «Энергоатом» в рамках комплексной программы создания ядерно-топливного цикла.

Но, оказывается, стабильное и достаточное финансирование — еще не залог успеха. При всех выписанных до мельчайших подробностей атомных программах, концепциях и проектах никто не возьмет на себя смелость сказать, когда же появится вторая вагонетка с новоконстантиновской рудой.

Первую, как известно, торжественно выкатили в августе прошлого года в присутствии представителей высшей власти страны, объявив о начале горно-капитальных работ. Правда, вагонетка (ее уже успели окрестить «потемкинской») по дороге сломалась, и ее пришлось дотягивать вручную. «Плохая примета», — говорили горняки. И она таки сбылась. Оптимистические заверения руководителей Минтопэнерго в том, что до конца 2008 года страна получит из Новоконстантиновки 100 тыс. тонн руды, оказались пустым звуком.

Строительство замерло почти на полгода, погрязнув в продолжающейся до сих пор судебной тяжбе с генподрядчиком — Кировоградским строительно-монтажным управлением №5.

— В прошлом году строители получили авансы на общую сумму 34,5 млн. грн., что полностью отвечало условиям договора генподряда, — говорит директор ГП «Дирекция предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд» Сергей Рябцев. — Однако подрядчик не закрыл 3,5 млн. грн., потраченных на закупку оборудования. На 20 строи­тельных объектах — срыв графиков, а на шести работы вообще не начинались. Бюджетные средства пошли неизвестно куда — СМУ не отчиталось актами о выполненных работах, не подтвердив авансы и имея 13 млн. грн. просроченной дебиторской задолженности, которая продолжает расти. Как генеральный заказчик строительства я вынужден был приостановить его финансирование и поставить вопрос о расторжении договора генподряда, заняв жесткую позицию по поводу выполнения директивных документов о капитальном строительстве. В ответ, представьте себе, получил судебный иск от строительно-монтажного управления. Все это привело к тому, что мы долгое время лишь реконструировали то, что тут построили до нас еще в 80-е годы прошлого столетия.

Дирекция попыталась было вернуть деньги в бюджет через суд — безуспешно. В октябре президент «Энергоатома» Юрий Недашковский даже обратился в Генпрокуратуру и Управление по борьбе с организованной преступностью: «Неспособность подрядчика выполнить обязательства о подтверждении использования авансов в объеме 11,9 млн. грн. дает мне основания считать, что эти деньги Госбюджета Украины использованы им не по целевому назначению, а на строительство других объектов, не имеющих никакого отношения к проекту строительства, утвержденному распоряжением Кабинета министров».

Поговаривают, что новоконстантиновские государственные миллионы «заморожены» в новостройках частных жилищных комплексов и вынуть их оттуда в разгар кризиса невозможно. Как бы там ни было, четыре внеочередных заседания оперативного штаба Минтопэнерго по строительству Новоконстантиновского рудника, спецсовещание при личном участии министра Юрия Продана и многочисленные совещания в Кировоградской облгосадминистрации положительных результатов не дали. Правоохранительные органы, похоже, тоже оказались бессильными перед кировоградским СМУ — бюджет денег не получил.

В то же время Григорий Мных — директор генподрядной строительной организации, так и не подтвердившей использование государственных средств, не устает делать громкие заявления о рейдерских действиях со стороны госзаказчика по отношению к его предприятию.

Таким образом, на главной урановой стройке Европы сегодня целых два генподрядчика. Один судится с заказчиком, второй — трест «Кривбассшахтопроходка» — прокладывает подземный горный комплекс: недавно наконец завершились процедуры оформления нового генподряда. На поверхности же строящегося рудника, где фронт работ просто огромен, — звенящая тишина

В
конце концов, добывать руду можно и при незавершенном админкорпусе. Проект развития горных работ на этот год предусматривает проходку 5,51 погонного километра выработок. Попутной руды при этом будет добыто всего 30 тыс. тонн вместо обещанных 100 тыс.

Планы по добыче руды срываются из-за нерешенных вопросов о приобретении современного оборудования.
Высокоэффективная шведская техника на рудник до сих пор не поставлена, а выделенные на нее государством 3,5 млн. грн. (при тогдашнем курсе доллара 4,8 грн.) из-за действий генподрядчика осели в офшорах. Всемирно известная фирма «Сандвик», выигравшая в прошлом году тендер на поставку оборудования, находится в растерянности, расценивая подобные действия украинских партнеров как подрыв ее репутации.

Не способствует разрешению международного тендерного конфликта и концерн «Ядерное топливо Украины». Его руководство неприкрыто взялось лоббировать интересы компании «Сандвик» в ущерб другим поставщикам. Директора входящих в концерн урановых предприятий, включая строящийся Новоконстантиновский рудник (все — государственной формы собственности), получили прямое указание закупать оборудование исключительно у этой фирмы. Поскольку, мол, ее техника хорошо себя зарекомендовала на Запорожском железорудном комбинате.

Скандал разразился пока что за закрытыми дверьми технического совещания, проведенного в апреле на Новоконстантиновском руднике под эгидой Минтопэнерго. Генеральному директору госконцерна Петру Швыдько популярно объяснили, что железорудное и урановое производства сравнивать нельзя, и в любом случае все будет решаться в ходе тендера.

Однако эпопея с оборудованием продолжается. На этот раз ядерный концерн пытается протолкнуть на запроектированный Новоконстантиновский гидрометаллургический комбинат допотопную технику с Приднепровского химического завода, давно исчезнувшего с промышленной карты страны. Сотрудники Минтопэнерго сейчас ломают голову над тем, как доказать не только своему концерну, но и оперативно подключившемуся к ситуации комитету Верховной Рады по экологической политике, что простоявшее десяток лет под открытым небом оборудование 50-х годов не пригодно для современного уранового производства с технологиями мирового уровня.

Впрочем, до нового комбината еще далеко. Согласно общему проекту Новоконстантиновского комплекса он заработает не раньше 2015 года (и это по проекту, сроки реализации которого уже неоднократно нарушались), а добыча руды должна вот-вот начаться. Кто будет выдавать ее на-гора? По сложившейся в урановой промышленности мировой практике, руду добывает тот, кто ее потом перерабатывает. На сегодняшний день таким единственным в стране предприятием является Восточный горно-обогатительный комбинат (ВостГОК). Но дирекция по строительству рудника вместе с властями Кировоградщины категорически против прихода днепропетровского предприятия на Новоконстантиновский рудник в любом статусе.

— Перерабатывать руду в любом случае будет пока ВостГОК. Больше некому, — говорит замдиректора департамента ядерной энергетики и атомной промышленности Минтопэнерго Леонид Громок. — Вопрос же о добывающей организации должен решаться исключительно исходя из технико-экономического обоснования, а не чьих-либо желаний и местечковых интересов. В свое время, считаю, было принято абсолютно правильное решение забрать у ВостГОКа функции строительства рудника, чтобы не распылять государственные средства. Но добычей, как и стройкой, должен заниматься тот, кто умеет это делать. Сегодня дирекция Новоконстантиновского рудника пытается и строить, и добывать. По моему мнению, это неправильно. Связанные со строительством проходческие работы — это еще не добыча. Добывать уран у нас сегодня может опять же только ВостГОК.

— Получается какая-то искусственная монополия.

— Такая ситуация существует во всех странах, занимающихся ураном. К тому же создание нового уранодобывающего предприятия требует много времени и средств. Добавьте к этому еще и проблему в отрасли с квалифицированными специалистами. А дирекции Ново­константиновского рудника, как и специализированной строительной организации, работы хватит на всю оставшуюся жизнь. Из девяти известных на сегодняшний день месторождений урана отрабатываются только три. Есть еще неразведанные залежи и достаточно большие. Есть где возводить новые урановые шахты.

Уран необходим. При необъятных его залежах украинские АЭС обеспечены отечественным ураном лишь на 30%. Но к 2015 году с вводом в эксплуатацию Новоконстантиновского рудника Украина рассчитывает перейти на полное обеспечение атомной энергетики собственным сырьем. Ожидается, что в этом нам поможет заграница. Крупнейшие мировые атомные компании, прежде всего российские, давно выражают желание поучаствовать в разработке ресурсов урановых руд, однако реальных инвестиций пока нет. Отечественный бизнес вообще молчит, даже не пытаясь войти в естественную государственную урановую монополию.

А Новоконстантиновскому руднику, не так давно возродившемуся после 20 лет «сухой» консервации, остается верить в необратимость цепной реакции решения задач энергетической стратегии страны. В ином случае через оставшиеся пять лет ему не удастся выйти на задекларированную проектную мощность в 2,4 млн. тонн урановой руды в год.

 

Светлана Исаченко,

«Зеркало недели» / 16.05.2009 12:19

 

http://kirovograd.proua.com/digest/2009/05/16/121943.html