КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУРЫ
Изабелла Рожкова, искусствовед
На минувшей неделе в нашем городе произошло много ярких и значимых событий.
25 января в Центре молодёжного досуга праздновало Татьянин день троицкое студенчество. Не сомневаюсь, что студенты хорошо повеселились, тем более что сессия в большинстве вузов к этому времени благополучно завершилась. В этот же день люди постарше, родители наших студентов, присутствовали на другом празднике - вечере русского романса в Троицкой филармонии. В тот вечер с нами был некогда очень популярный, да и сегодня горячо любимый публикой, вокальный дуэт - Галина Беседина и Сергей Тараненко. Под звуки гитары, фортепиано и перезвон колоколов страдала Натали Гончарова в пронзительной печали, не склоняя гордой головы и не оправдываясь перед никого не щадящей толпой с её коварной и безжалостной клеветой. Звучали прекрасные и печальные песни-баллады Микаэла Таривердиева. Горячо и благодарно билось сердце, слушая низкий, глубокий, проникающий в самую душу голос Галины Бесединой. Ей вторил Сергей Тараненко, певший о любви и верности, о печали, которая была светла. Благодарная публика долго не отпускала своих любимых исполнителей, а артисты были счастливы выступать перед такой понимающей и тонко чувствующей публикой. Таланты и поклонники расстались довольные друг другом, расстались, чтоб встретиться вновь.
26 января друзья, коллеги и многочисленные и высокие гости поздравляли с юбилеем директора Дома учёных Людмилу Александровну Иванову. Это был настоящий бенефис заслуженного работника культуры Российской Федерации Л.А. Ивановой, на котором все слова и поздравления были искренними, глубоко проникновенными, букеты цветов - красивыми и неординарными, а концертные номера исполнялись "от всей души", с желанием доставить радость юбиляру. И мой скромный голос прозвучал в стройном хоре поздравлений, а букет и адрес от коллектива Троицкой филармонии были преподнесены Людмиле Александровне с добрыми словами и сердечными пожеланиями света и добра.
В этот же день в выставочном зале Культурно-технического центра ТРИНИТИ открылась выставка "Планета Земля", экспонентами которой являются московские художники Нестеровы и молодой график Иван Макаров. На вернисаже было многолюдно: троицкий "Ротари-клуб" в полном составе, троицкие художники, любители искусства, гости из Москвы. Атмосфера в зале была тёплой, дружеской, искренней. Завершился вернисаж концертом Ансамбля скрипачей под управлением Ирины Евгеньевны Грибовой. Затем публика стала рассматривать работы. А я постараюсь провести небольшую экскурсию по этой яркой и разноплановой экспозиции специально для тех, кто, к моему глубокому огорчению, не посещает ни концертов, ни бенефисов, ни выставок.
Итак, мы находимся на выставке "Планета Земля", в экспозиции которой живописные и графические работы московских художников. Познакомимся ближе с авторами и их работами.
Ирина Нестерова родилась в Москве. Окончила художественно-графический факультет МГПИ имени В.И. Ленина. Член Союза художников России, член творческого объединения женщин-художников Москвы "Ирида", член творческого союза "Новый век", участница московских и зарубежных выставок. Главные жанры в её творчестве - архитектурный пейзаж старых русских городов, натюрморт, портрет.
В русском пейзаже бывают порой состояния щемящей нерадостности. Это не явная элегичность сумерек в Веймаре или Таллинне, не трагический пафос каменистых громад Армении, не грозный грохот рушащихся морских валов зимней Ялты, а какая-то особая неприбранность, непричесанность природы.
"Хмурое зимнее утро... Воздух сер и неласков, но тих. Из-за разбросанных по берегу изб приветливо выглядывает белая церковь. Около ее золотых крестов, не переставая, кружатся галки. В стороне от села, где берег обрывается и становится крутым, над самой кручей стоит спутанная лошадь неподвижно, как каменная - должно быть, спит или задумалась". Это описание русского пейзажа в повести А.П.Чехова "Три года".
В живописи Ирины Нестеровой этот мотив звучит полно и чисто. Она как-то особенно чутка к душевному расположению среднерусской природы. Этот мотив звучит в работах "Белопесецкий монастырь", "Осенний звон", "На лесной опушке". Иначе автор воспринимает пейзажи Канады. "Изумрудное озеро", "Горный ручей", "Канада. Банф". Горные реки и озёра Канады предстают перед нашим взором величественные, в гордом молчании. А написаны они в технике акварели, многослойной, прозрачной, красивой, с тонкими нюансами и градациями одного цвета. Монохромные эти работы завораживают. Хочется стоять и долго-долго смотреть на них, любуясь их красотой и свежестью авторского восприятия. Совсем иначе воспринимаются натюрморты. Большие листы, на которых уютно расположены яркие ягоды, сочные плоды, тонкие резные листья, восхищают какой-то богатой и насыщенной цветовой гаммой, это - настоящий пир жизни! Придите, полюбуйтесь натюрмортами "Калинка", "Расцвёл багульник", "Грибы", "Натюрмортом с вишней" и др.
Вячеслав Нестеров, как и его супруга, родился в Москве. Окончил художественное училище "Памяти революции 1905 года". Один из основных авторов художественных проектов ВДНХ, КДМ и др. Ведущий художник "Музея воды" г. Москвы. Мы с учащимися троицкого Лицея непременно посетим этот уникальный музей, а Вячеслав Нестеров уже дал согласие быть нашим экскурсоводом по музейным экспозициям. В. Нестеров - член профессионального творческого Союза художников IFA ЮНЕСКО. Работы Вячеслава Нестерова "По первому снегу", "Покров день", "Зима", "Масленица" и др. отличаются своеобразием техники исполнения. Художник использует особую бумагу, очень фактурную, с необыкновенными линиями и углублениями, от чего его работы завораживают какой-то особой чистотой яркого белого цвета с многочисленными тональными переходами, с яркими пятнышками лазури. Акварели Вячеслава Нестерова особо, победно красивы.
Александр Нестеров представил на выставку живописные холсты. Основные жанры в его творчестве - пейзаж, портрет, жанровые композиции. Холсты "Полнолуние", "Вещи", "Сосны", "Банька", "Подарок осени", "Полёт души", "Бессонница" написаны рукой молодого, талантливого, а потому смелого Мастера. Работы А. Нестерова отличаются цельностью и стройностью композиционных решений, красотой живописной фактуры холста, тонкостью цветовых соотношений.
Самый молодой участник выставки Иван Макаров окончил Мстёрское художественное училище по специальности "лаковая миниатюра", но работает в оригинальной технике графики - рисунок тушью и пером. Его рисунки исполнены изящества. Им свойственны чёткость силуэта, лаконизм, мягкость и чистота линий. Это художник, в творчестве которого гармонично сочетаются метафорическое и ассоциативное начала. Это художник-философ, с ярко выраженной творческой индивидуальностью, человек со сложным взглядом на мир, яркая художественная натура, которая выражает себя и своё эстетическое отношение к миру свободно и естественно. Небольшие листы "Черная линия" "Синяя рыбка", "Девочка, играющая на бубне", "Девочка на самокате" привлекают совершенным владением техникой, гармонией композиционной режиссуры листа, умением лаконично выразить мысль. Его работы "Девочка и Кот", "Ветвей дерева сплетение плодоносящее", "Натюрморт", "Благодари за щедрые дары богов морей" и др. исполнены драматизма и глубины в разработке темы, в них - тонкая моделировка пространства и тщательная проработка поверхности листа. Особо сильное впечатление на меня произвела работа "Изгой". Она пронзительно точно передает ощущение полного одиночества маленького человека в большом океане жизни. Беззащитная фигурка человека, уже осознавшего, что отныне одинок, изгнан, оставлен всеми. Его глаза - огромны, печальны, но взгляд - совершенно непреклонный. В этом взгляде уже есть сила, громадная, почти нечеловеческая сила воли, которая не даст ему погибнуть, которая поможет ему выстоять и победить наперекор всему. С этой работой перекликается лист "Понтий Пилат". И здесь - трагедия. Трагедия человека, совершившего предательство. Возможно, невольно. Ведь он только "умыл руки", отдав Христа на растерзание. Но как незавидна его судьба! Как одиноко ему теперь в этом мире в осознании того, что прощения ему нет. И он ушел в вечность, с бесконечными душевными муками, с пониманием, что уже ничего не исправишь, не изменишь. И муки душевного ада гораздо страшнее мук Дантова Ада. Иное настроение в работах "Pierrot" (Старый мим), "Пан", "Рыбка-призрак". В этих листах уже ощущается лиризм, душевная уравновешенность, лёгкая грусть.
Приходите на выставку, которая продлится до 3 марта! Окунитесь в эту атмосферу, где мир образов природы и человека порой более подлинный, более реальный, чем обыденная жизнь за вашими окнами.
***
Закончить свою экскурсию по культурным центрам нашего города я хочу рассказом о том, как в Троицкой филармонии состоялся-таки концерт авторской песни. Накануне мы решили, что раз куплено всего 9 билетов, концерт проводить не имеет смысла. Я поехала в Москву, на Теплый Стан, чтобы извиниться перед молодыми артистами и отменить концерт. Но молодые артисты возразили мне, сказали, что готовы петь даже перед единственным зрителем. Мы погрузились в маршрутное такси, поехали в филармонию... и концерт бардовского объединения с фантастическим названием "32 августа" состоялся!!! Конечно, зрителей было не очень много, но и не так чтобы очень мало! Атмосфера в зале, как ей и положено быть на концертах бардовской песни, была почти домашней. Единение зала и артистов было полным. А когда к привычной уже гитаре присоединилась домра, зал рукоплескал! Слушая джазовую композицию в стиле кантри, зрители и артисты были взаимно восхищены друг другом. Кстати, в феврале молодые барды вновь посетят наш город. Они приедут к нам из Москвы и Санкт-Петербурга. Прошу вас, не пропустите этого события! В Троицкой филармонии всегда вам рады! Не огорчайте нас, пожалуйста, приходите на наши концерты! Мы любим ВАС!
01.02.2002
Написать отзыв
|